Ведущаяся Соединенными Штатами война с терроризмом является очень полезным прикрытием для подавления основных гражданских свобод во многих проблемных точках мира, утверждает весьма уважаемая организация "Human Rights Watch". Однако никого не должно удивлять, что нарушения, происходящие в сепаратистской российской республике Чечня, вызывают особые опасения.
Название Чеченской республики, возможно, не всегда было знакомо президенту Джорджу Бушу (George W. Bush). Однако было видно, что он еще несколько месяцев назад признавал, что российские власти, борющиеся с упрямыми чеченскими повстанцами, не зарабатывают себе очки в сфере соблюдения прав человека. Несколько раз за время своей президентской избирательной кампании он осуждал Москву за ее безжалостные действия в Чечне, а не так давно, как в июне Соединенные Штаты поддержали резолюцию Организации Объединенных Наций, также выражающую осуждение этих действий.
События 11 сентября изменили все. Критическое отношение г-на Буша к жестоким действиям России сходило на нет по мере осознания того, что чеченские боевики являются исламскими экстремистами, возможно, связанными террористической сетью Усамы бен Ладена (Osama bin Laden) "Аль-Каидой". И, чтобы быть справедливым, нужно сказать, что г-н Буш был не один. И канцлер Германии Герхард Шредер (Gerhard Schroeder), и премьер-министр Италии Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) заявили, что после 11 сентября российская жестокость в Чечне требует переоценки.
Поэтому, возможно, президент России Владимир Путин, новый друг г-на Буша, полагает, что он свободен в своих действиях в отношении гражданского населения Чечни. Именно такое впечатление возникает после ознакомления с выпущенным на прошлой неделе ежегодным докладом нью-йоркской правоохранительной организации "Human Rights Watch". Среди шестидесяти шести всесторонне изученных стран, такие разные государства, как Израиль, Саудовская Аравия, Китай и Зимбабве получают отрицательные оценки за нарушения прав человека в 2001 году. Однако самыми злостными нарушителями, судя по всему, являются три ключевые союзника Соединенных Штатов: Египет, Узбекистан и Россия.
В Чечне проводимые Россией зачистки вылились в "повсеместные грабежи, незаконные задержания, пытки и в вызывающее тревогу количество исчезновений", сообщает эта организация в своем объемном, 670-страничном докладе. Две другие правозащитные организации, обе российские, на прошлой неделе сообщили практически то же самое. Организация "Мемориал" обвинила российских военных в убийствах и избиениях гражданских лиц, разрушении зданий и осквернении местной мечети. Общество российско-чеченской дружбы также сообщило о повсеместных нарушениях.
Ничто из этого не является новым. Когда российские войска в первый раз вошли в Чечню в 1994 году, они быстро разрушили почти весь Грозный, столицу республики, беспорядочной стрельбой и бомбежками. Будучи вынужденными уйти в 1996 году, они начали новое наступление в 1999 году, после ряда повлекших смерти людей террористических взрывов, ответственность за которые была возложена Москвой на чеченских боевиков. Начиная с тех самых пор, Россия постоянно обвиняется в жестокости, в том числе и в нескольких крупномасштабных массовых убийствах задержанных гражданских лиц. В общей сложности, как минимум 3500 российских военнослужащих и 11000 чеченцев погибли за последние два года. Правозащитные организации говорят, что настоящее количество гораздо больше.
Поток беженцев, скрывающихся от войны, оценивается в 180000 бездомных людей, переживающих третью зиму в соседней республике Ингушетия. "Международное сообщество перестало обращать внимание на бедственное положение переселенцев", - заявила на прошлой неделе благотворительная организация "Врачи без границ".
То же самое можно сказать и об ужасном состоянии прав человека в Чечне. Постоянно сопоставляя события 11 сентября с войной в Чечне, г-н Путин нажимает на правильные кнопки в Белом доме, получая взамен что-то вроде одобрения.
Несомненно, некоторые чеченские сепаратисты являются террористами, и доказательством тому служит длинный список совершенных ими зверств. Однако с точки зрения г-на Путина все чеченцы - террористы, особенно все лидеры.
"Это не так", - заявил в пятницу после встречи с президентом Чечни Асланом Масхадовым Верховный комиссар ООН по делам беженцев Рууд Лабберс (Ruud Lubbers), назвавший Масхадова "ключевой фигурой" в любом мирном процессе. Однако, как и некоторым другим мировым лидерам, г-ну Путину удобно, чтобы термин "терроризм" имел широкое толкование. Это предоставляет возможность осуществлять в Чечне военную стратегию, которую можно назвать только бойней.