От светло-желтой пыли волосы Сергея Каминского приобретают черно-серый цвет. Тяжелые очки с резиновыми окраинами предохраняют глаза от мельчайшей пыли желто-медовой смолы. На рабочем столе перед ним жужжит колесо шлифовальной машины. На прямоугольном параллелепипеде янтаря величиной с плитку шоколада Каминский вытачивает овальный орнамент. Безостановочно гудит станок. Уютно в мастерской, в мастерской, где восстанавливается Янтарная комната. Она разместилась во флигеле Екатерининского дворца в Царском селе - бывшей летней резиденции русских царей - недалеко от Санкт-Петербурга. В помещениях, где в 18 веке работали слуги и кухарки Петра Великого, царицы Елизаветы и Екатерины Великой, сегодня гранят, режут, красят и шлифуют 50 высококвалифицированных резчиков по камню, граверов, реставраторов, архитекторов и ювелиров, занятых реконструкцией исчезнувшей Янтарной комнаты.
Верзилы
В свое время заказ на создание оригинала сделал прусский король Фридрих I (Friedrich I). Однако работа осталась незавершенной. В 1716 году преемник Фридриха солдатский король Фридрих Вильгельм I (Friedrich Wilhelm I) подарил незаконченное произведение русскому царю. В качестве благодарности Петр Великий, кстати сам имевший рост 2,04 метра, предоставить солдатскому королю 55 "длинных парней" - русских гренадеров, каждый из которых был ростом не менее двух метров. С той поры Янтарная комната превратилась в символ изменчивых германо-российских отношений.
В 1755 году царица Елизвета - дочь Петра Великого - поставила своему любимому архитектору Франческо Растрелии (Francesko Rastrelli) задачу установить янтарные доски в зале нового летнего дворца в Царском селе. В комнате тогда были установлены четыре мозаики из драгоценного камня, сделанные во Флоренции. Екатерина Великая распорядилась придать великолепному внутреннему убранству еще большую утонченность. Около 1770 года произведение искусства было завершено.
"Восьмое чудо света" украшало Екатерининский дворец почти 200 лет - до ноября 1941 года, когда оно было демонтировано одним из подразделений специального назначения из состава группы армий вермахта "Север". Немецкие солдаты упаковали сокровища, чья стоимость оценивается в 250 миллионов немецких марок, в 27 ящиков и отправили его в Кенигсбергский замок.
Когда в 1945 году Советская Армия стояла уже у ворот восточно-прусской столицы, директор кенигсбергского музея Альфред Роде (Alfred Rohde) передал в ведомство по вопросам культуры последнее официально известное на сегодняшний день сообщение, касающееся судьбы двухсот панелей и фигур: "Я занимаюсь упаковкой Янтарной комнаты в ящики". Куда затем исчезло сокровище, этим с той поры занимаются агенты спецслужб и Востока, и Запада, этот вопрос волнует воображение охотников за сокровищами и частных детективов. До сегодняшнего дня безрезультатно обследовано 130 возможных мест, где могла находиться Янтарная комната, начиная от Тюрингии и шахт Виттекинда под Фольприхаузеном, и кончая соляными копями Бад Аусзее, а также сам Кенигсберг и его окрестности. Мистические случаи гибели людей, искавших сокровища и считавших, что они вот-вот найдут сокровища, превратили Янтарную комнату в легенду.
В 1979 году небольшая группа историков-искусствоведов, архитекторов и реставраторов приступила в Царском селе к воссозданию великолепного творения в стиле барокко, состоявшего из полумиллиона деталей из янтаря, используя технику мастеров 18 столетия. Научные исследования продвигались вперед. Фотографии, сделанные незадолго до начала войны в связи с предстоявшей реставрацией Янтарной комнаты, служат для художников в качестве образца. На них почти все детали изображены в цвете. Одна из этих фотографий лежит на рабочем столе Каминского. Другие фотографии величиной с прикроватные коврики развешены по всем стенам. "Чтобы представлять себе масштабы, мы сделали детали в их оригинальной величине из пластилина и гипса", - поясняет его коллега Владимир Домрачев, являющийся одним из ведущих реставраторов. Он участвовал в проекте с самого начала. Янтарная комната за это время стала для него делом всей его жизни. Комната должна была быть готова, как планировалось, через восемь, девять лет. Но работа продолжается уже больше двух намеченных сроков.
Взлеты и падения последних 20 лет превратили Домрачева в бледного и ворчливого человека. Его взгляд отличается такой же неопределенностью, что и его рабочая одежда. Часто бывало, что дорогостоящий проект был обречен на провал. Иногда у российского государства не хватало рублей для выплаты заработной платы мастерам, то не было средств, чтобы рассчитаться для закупки янтаря на комбинате "Янтарный" под Калининградом. Один килограмм янтаря стоит 500 долларов США. Для воссоздания Янтарной комнаты потребуется, примерно, восемь тонн. С сентября 1999 года в финансировании проекта участвует эссенский концерн "Рургаз". Он выделил 3,5 миллиона долларов США. Тем самым, обеспечена поставка необходимого количества янтаря.
Теперь мастера поставили перед собой честолюбивую задачу: завершить воссоздание Янтарной комнаты к 2003 году, к юбилею основания Санкт-Петербурга. Однако сжатые сроки, связанные с торжествами по поводу 300-летия города, не выводят Сергея Кминского из равновесия. Он терпеливый человек и знает, что с янтарем, который греки считали застывшими лучами солнца, можно работать только медленно и с большой осторожностью. "Я не знаю другого материала, который был бы так хрупок", - говорит ювелир. Как известно, янтарь получается из окаменевшей смолы хвойных деревьев, которые росли миллионы лет назад.
Среди фотографий, ящиков с инструментами и рабочих ламп стоит транзистор, из которого доносится музыка. В соседней комнате мужчина что-то помешивает в эмалированной кастрюле. От булькающей воды поднимается сладковатый запах. "Свою вишневую окраску камень приобретает, если его варить в меде", - выдает старик секрет, который был известен уже мастерам 18 века. На длинном деревянном столе наряду с двухкомфорочной плитой лежит готовая панель величиной с дверь. Это последняя плита, которой не хватает на южной стене Янтарной комнаты. Там, в паре сотен метров от мастерской в знаменитейшей комнате сказочного дворца еще есть брешь, которую скоро закроет эта панель. Тогда северная и южная стены Янтарной комнаты будут полностью завершены. Не хватает еще только части восточной стены.
Через ряд окон с западной стороны в комнату проникает зимнее солнце. Оно оживляет помещение с высокими потолками игрой оттенками цветов сотен тысяч янтарных пластинок - цветового сочетания меда, нуги, лесного ореха, карамели и цукатов из апельсиновой корки, вишни и рубина. Узоры являются как бы случайными. Несколько небольших янтарных пластинок напоминают то танцоров, которые кружатся в вихре танца, то вновь принимают форму гармоничного ансамбля. Янтарные пластинки, как маленькие круглые кувшинки, наклеивают друг на друга на вертикальном пруду из фанеры с помощью клеевой смеси из пчелиного воска - потом они режутся, делается насечка, полируются, превращаясь в карнизы, рамы, гербы, арки и гирлянды.
Блеск янтаря не так холоден, как блеск серебра, его вид не так богат, как у золота. "Он создает чувство теплоты и защищенности", - говорит Ольга Филимонова. В Государственном музее "Царское село" подвижная россиянка отвечает за международные связи. "У комнаты есть своя аура. В Янтарной комнате посетители задерживаются больше всего. Здесь больше всего и фотографируют".
Колесико жужжит
Ежегодно блистательные помещения дворца, построенного в стиле барокко, осматривает более 500 000 тысяч посетителей. В начале прошлого года по драгоценным полам из благородных пород дерева и мрамора ходили также канцлер ФРГ Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) c Владимиром Путиным. На этом же месте в 2000 году министр культуры Михаэль Науман (Michael Naumann) предпринял акт политического содержания, связанный с проблемой трофейных произведений искусства. Он передал российскому президенту две оригинальные детали из Янтарной комнаты: комод и флорентийскую мозаику. Обе вещи неожиданно всплыли в 1997 году в Бремене.
Так у мастеров из янтарной мастерской впервые за два года появилась возможность сравнить оригинал с копией. Для Каминского и его коллег это было триумфом, поскольку мозаики из полудрагоценных камней были похожими вплоть до последнего штриха. На следующей неделе в Янтарной комнате будет установлена последняя панель южной стены. Это будет копия флорентийской мозаики "Чувствовать и распознавать запахи". Оригинал будет выставлен отдельно. Каминский снова заставляет жужжать свое колесико. Он уже давно не бывал в янтарной комнате. "У меня слишком много работы", - говорит он, имея в виду 2003 год. Он тогда, если последняя панель закроет последнюю брешь на восточной стене комнаты, смахнет пыль с волос, снимет рабочую одежду и пройдет те двести метров, отделяющие его от блистательного барокко. Он окунется в мир янтаря и будет искать свои любимые орнаменты - два из многих, которые он изготовил: розово-красная королевская корона и взлетающее "Е" в честь царицы Елизаветы. Каминский тогда будет, возможно, горд собой и своей работой. Но, возможно, он окажется тогда и безработным.