Москва, 22 января 2002 года. Вчера президент России Владимир Путин призвал к созданию "Евразийского союза производителей газа", который объединит Россию и три крупные газодобывающие страны Средней Азии, Туркменистан, Казахстан и Узбекистан. Подобный союз помог бы гарантировать тесные долговременные связи России с ключевыми среднеазиатскими странами в момент, когда многие россияне озабочены растущим влиянием в регионе Соединенных Штатов Америки. Г-н Путин сделал это предложение во время встречи с Сапармуратом Ниязовым, автократичным президентом Туркменистана, заявив, что союз "внесет элемент стабильности в транспортировку газа на долговременной основе".
В прошедшем десятилетии страны Средней Азии размышляли над тем, как лучше разнообразить свои экспортные рынки и проложить маршруты транспортировки газа таким образом, чтобы не быть зависимыми от старой советской системы трубопроводов, проходящей по территории России. Они изучали вопросы экспорта своего газа в Китай, Турцию, Иран и через Афганистан в Пакистан. Но на практике большинство альтернативных маршрутов связано с крупными финансовыми или политическими препятствиями.
Г-н Путин очевидно надеется перевести отношения с вышеназванными странами на новую основу, убедив их лидеров, что в коммерческом плане им выгодно держаться России, используя крупную и продолжающую расти сеть трубопроводов для транспортировки своего газа на европейские рынки. Но, для того чтобы претворить свой план в жизнь, россиянам придется убедить руководителей среднеазиатских стран, что российская газовая монополия "Газпром", которая контролирует систему трубопроводов и также желает для себя новых экспортных рынков, будет строить отношения с ними на справедливой основе.
Россия является крупнейшим производителем газа в регионе, добывая 585 млрд. кубометров в год. Узбекистан дает 50 млрд., Туркменистан - 45 млрд. и Казахстан - 10 млрд. кубометров. Однако у среднеазиатских стран есть планы увеличения, в ряде случаев резкого, добычи газа и объема его экспорта, что чревато в будущем ценовыми войнами на внешних рынках, от которых пострадают все.
Любые попытки г-на Путина укрепить связи со Средней Азией будут благоприятно оценены российскими консерваторами, которые озабочены растущим присутствием в регионе Соединенных Штатов Америки. Недавно спикер Государственной Думы Российской Федерации Геннадий Селезнев и глава Федеральной пограничной службы России Константин Тоцкий заявили, что войска западных государств не будут нужны в Средней Азии, как только закончится война в Афганистане.
Туркменистан проявляет наибольшую осторожность в вопросе сотрудничества с США в их военных усилиях в Афганистане. Он позволил использовать свою территорию и воздушное пространство для доставки гуманитарных грузов, но отказался предоставить свои военные базы, настаивая на своем "нейтралитете". Г-н Ниязов, быть может, надеется, что эта политика принесет ему вознаграждение от России.
Однако вчера не было видно признаков того, что он улучшил свои позиции в другом насущном для России и Туркменистана вопросе - необходимости заключения соглашения о разделе Каспийского моря и его природных ресурсов между пятью прилегающими к нему странами. Г-н Ниязов хотел бы созвать совещание на высшем уровне по Каспию, на котором руководители пяти заинтересованных стран попытались бы найти решение проблемы. Россия не хочет созыва саммита ранее, чем будет достигнута предварительная дипломатическая договоренность.