Никто из иностранцев не обсуждает более уверенно постоянно меняющиеся события, которые происходят в процессе российской приватизации, чем банкир американского происхождения Борис Йордан (Boris Jordan). На протяжении последних десяти лет Йордан заработал и потерял миллионы долларов, работая на Джорджа Сороса (George Soros), Кеннета Дарта (Kennet Dart) и других спекулянтов.
Сейчас он пробует себя в области российского телевидения. Год назад Йордан был призван, чтобы разобрать финансовый беспорядок на НТВ, крупнейшем российском частном телевизионном канале. Владелец контрольного пакета акций НТВ, газовый гигант "Газпром", заявляет, что он хочет избавиться от медиа-бизнеса, и нанял дрезденскую компанию "Kleinwort Wasserstein" для того, чтобы она оказала помощь в продаже НТВ и связанного с медиа-бизнесом имущества (развлекательный канал, спутниковая телевизионная сеть, радиостанции, журналы и газеты). Йордан говорит, что он собрал международный консорциум для того, чтобы попытаться купить эту собственность. "Он сможет стать ведущей вертикально структурированной компанией России", - хвалится Йордан.
В этой сделке заинтересовано много сторон. Принадлежащая Руперту Мердоку (Rupert Murdoch) организация "News Corp.", которая владеет частью телеканала СТС, третьей по размеру в России независимой телевизионной сети, заявляет, что может принять участие в торгах. Тэд Тернер (Ted Turner), который уже пытался два года назад купить 40 процентов акций НТВ за сто миллионов долларов США, может попробовать снова. "Vivendi Universal" и "Bertelsmann" также что-то вынюхивают, как и Рональд Лаудер (Ronald Lauder), который стремится укрепить свою пошатнувшуюся европейскую медиаимперию.
Хотя возможности для роста очень велики - расходы на телевизионную рекламу выросли с 230 миллионов долларов США до примерно 400 миллионов долларов в прошлом году - телевизионный бизнес является жестким бизнесом. Владелец контрольного пакета ТВ-6, конкурирующей независимой телевизионной сети, Борис Березовский, живет за границей с тех пор, как российские следователи начали расследовать его роль в скандале с растратой денег. Одновременно, Березовский превратил ТВ-6 в пристанище для обличителей Путина.
Однако ТВ-6 совершил огромный прорыв в прошлом году своей программой "За стеклом". Эта программа, очень похожая на реальное шоу канала CBS "Big Brother" ("Большой брат"), показывала шестерых молодых людей, живущих вместе в стеклянной квартире. Шоу "За стеклом" оказалось настолько успешным, что ТВ-6 выпускал программу в эфир два-три часа каждый день, и практически вдвое увеличил свое присутствие на телевизионным рынке. Конечно, этому способствовало и то, что в передаче показывали девушек, в голом виде принимающих душ, а закончился сезон вообще показом сексуальных сцен, наглядно записанных инфракрасными камерами.
Единственной стороной, которая не получила от этого удовольствия, оказалась голландская телевизионная компания "Endemol", которая придумала концепцию "Большого брата", и потребовала, чтобы ТВ-6 заплатил за разрешение использовать эту идею, как это сделали 19 других телеканалов по всему миру, показывавших аналоги "Большого брата". ТВ-6 ответил, что шоу "За стеклом" не имеет ничего общего с "Большим братом", и что оно было придумано по мотивам российской классической литературы 20-х годов прошлого века. "Endemol" угрожает судебным разбирательством.
Генеральный директор ТВ-6 Евгений Киселев недавно стал жертвой "Большого брата" из реальной жизни. На одном из российских вебсайтов были размещены видеоролики, показывающие "человека, похожего на Киселева", участвующего в нестандартных сексуальных актах. (Никто не знает, кто снял эти ролики, и не являются ли они подделкой.)
Тем временем, утверждая, что Березовский нарушил его права, миноритарный акционер ТВ-6, крупная нефтяная компания Лукойл, добился судебного решения о закрытии телеканала. ТВ-6, который планирует подать апелляцию, в настоящее время действует по временной лицензии на вещание, ее действие закончится в апреле. "Texas Pacific Group", частный паевой фонд, возглавляемый Давидом Бондерманом (David Bonderman), высказал желание купить часть ТВ-6, несмотря на то, что Березовский дал понять, что он не продает телеканал.
Почему большие западные медиа-компании так хотят войти в российские джунгли?
Все очень просто, отвечает исполнительный вице-президент компании "News Corp." Мартин Помпадур (Martin Pompadur). "Мы считаем, что мы сможем заработать много денег".