Москва, 22 января 2002 года. Сегодня ряд ведущих российских законодателей осудили решение правительства снять с эфира крупнейший в стране независимый телевизионный канал, заявив, что этот шаг показывает, что Кремль решил взять под свой контроль национальные средства массовой информации (СМИ). Однако министр по делам печати Михаил Лесин защищал решение закрыть телевизионный канал ТВ-6 и обвинил директора этой компании в отказе от соглашения, которое могло бы позволить станции продолжать вещание. Г-н Лесин выразил надежду, что станция сможет вернуться в эфир, получив временное разрешение на вещание.
В этом деле фигурируют те самые люди, которые принимали участие в прошлогоднем сражении из-за независимой телевизионной сети НТВ. Политические обозреватели заявили, что новая драма в очередной раз продемонстрировала, что президент России Владимир Путин намерен лишить двух известных магнатов делового мира, Владимира Гусинского и Бориса Березовского, какого бы то ни было влияния на освещение событий в России. Кремль публично обвинил обоих магнатов в попытке диктовать политику через принадлежащие им СМИ. Магнаты в ответ заявляют, что г-н Путин пытается заглушить критику. Г-ну Гусинскому предъявлены уголовные обвинения, а г-на Березовского ждут для допроса, но оба они отвергли обвинения в свой адрес как политически мотивированные и сейчас живут заграницей. Г-н Березовский владеет 75% акций компании ТВ-6 и позволил г-ну Гусинскому и журналистам из НТВ руководить компанией ТВ-6 после того, как в прошлом году г-н Гусинский потерял контроль над НТВ, уступив эту компанию российской монополии природного газа "Газпром".
Законодатели сказали, что дело ТВ-6 нанесло длительный ущерб принципам свободы прессы и российскому зрителю, который сегодня может получать национальные телевизионные новости только от сетей, прямо или косвенно контролируемых государством. Вице-спикер Государственной Думы Российской Федерации и один из руководителей партии "Яблоко" Владимир Лукин заявил, что действия министерства (по делам печати - прим. пер.) напомнили ему о советских временах. Впервые после Леонида Брежнева, сказал г-н Лукин, он чувствует "стыд за страну". "Мне хотелось бы, чтобы СМИ были свободными в выражении своих мнений", - заявил он. Борис Немцов, глава партии "Союз правых сил", сказал: "Путин воевал с Березовским, но жертвами оказались телезрители и журналисты. Благородное дело борьбы против олигарха кончилось гадостью". Он назвал закрытие станции "большой политической ошибкой".
Борец за права человека и законодатель Сергей Ковалев сказал в радиоинтервью, что решение закрыть станцию было принято на самом высоком правительственном уровне. "Это политическое решение высшей власти, - сказал он. - "Решение строить контролируемую демократию было объявлено. Что это означает? Я не могу думать ни о чем другом в связи с контролируемой демократией, как только о контролируемой прессе и контролируемом суде".
В Вашингтоне государственный департамент критиковал закрытие канала ТВ-6. "Мы продолжаем считать, что развитие и защита независимых СМИ важны для политического и экономического развития России, - сказал пресс-секретарь государственного департамента США Ричард Бучер (Richard A. Boucher). - Для свободы прессы и утверждения главенства закона было бы лучше, если бы ТВ-6 было позволено оставаться в эфире. И эта наша позиция не меняется, несмотря на новый поворот событий".
Судебные неприятности ТВ-6 начались прошлым летом, вскоре после того, как закончилась борьба из-за телевизионного канала НТВ. Канал ТВ-6 приютил у себя большинство новой команды профессионалов НТВ, включая известного ведущего и комментатора Евгения Киселева, который стал директором ТВ-6.
Однако вскоре канал ТВ-6 оказался под прессом, который, как утверждают критики, были инспирирован Кремлем. Пенсионный фонд частично контролируемого государством нефтяного гиганта "Лукойл" владел 15% акций ТВ-6. Этот пенсионный фонд подал иск, основываясь на малоизвестном законе, который позволяет акционеру ликвидировать компанию, если ее капитализация стала ниже определенного уровня. Это положение было аннулировано и перестало действовать с 1 января нынешнего года. Однако 11 января апелляционный суд согласился с пенсионным фондом корпорации "Лукойл" и постановил ликвидировать компанию ТВ-6. Впоследствии г-н Путин сказал, что государство не может вмешиваться в дела такого рода.
Сотрудники ТВ-6 надеялись спасти свою станцию и думали отделиться от г-на Березовского. В какой-то момент сотрудники предложили вернуть лицензию на вещание, что было частью их плана освободиться от контроля г-на Березовского над журналистами. Но в понедельник г-н Киселев забрал назад свое предложение, заявив, что у него нет на это полномочий. Двумя часами позже, по свидетельству одного из представителей коллектива ТВ-6, на студии появились судебные приставы. В полночь была прекращена подача в студию электроэнергии, и канал оставался темным до 7.00 следующего дня, когда министерство по делам печати организовало вещание по нему спортивных программ государственной телевизионной сети.
Министр по делам печати г-н Лесин критиковал менеджеров ТВ-6 за внезапное изменение их подхода. Он отрицал какую бы то ни было причастность правительства к судебному решению о закрытии ТВ-6, заявляя, что срок появления этого решения был чистым совпадением. Он сказал, что журналистам станции будет предоставлена возможность бороться за новую лицензию на вещание, когда в конце марта будет проводиться государственный конкурс.
Однако г-н Киселев сказал, что у него нет надежды выиграть этот конкурс. Он сказал, что власти, публично заявляя о своей поддержке независимых СМИ, в то же время уже намекнули, что у них есть свой человек на замену г-ну Березовскому в роли инвестора ТВ-6. "Я думаю, власти в очередной раз показали, что у них есть одна-единственная задача - заткнуть нам рот", - сказал он.