Терроризм. Недавние аресты, осуществленные британской полицией вывели на свет масштабы сети Аль-Каиды в Объединенном Королевстве, и методы вербовки. Священная корова свободы слова и активность религиозных лидеров создали благоприятную среду для умножения тайных ячеек сети
17 арестов в Лестере на прошлой неделе. За последние дни, три рейда по различным лондонским адресам. Батарея прослушивающих устройств, закрытые Интернет-сайты, слежка. После месяцев сомнений, а затем, охоты, британская полиция сжала кольцо вокруг сети исламского терроризма. По ходу следствия, удалось оценить пугающую величину охвата сети, редкой и, следовательно, трудно уловимой. Неприметная улочка в пестром квартале на юге Лондона. Из одного слегка обветшалого дома в викторианском духе, быстрым шагом выходят несколько фигур: это правоверные Брикстонской мечети после молитвы. Здесь получают крещение неизвестные, чья слава потом разносится по всему миру. Здесь, по утверждению ФБР, обратились в исламский радикализм и примкнули к Аль-Каиде француз марокканского происхождения Закариа Муссауи (Zacharias Moussaoui), он же "20 -й смертник" 11 сентября, и Ричард Рейд (Richard Reid), "террорист в кроссовках", из Лондона, арестованные в США. "Мы ничего общего не имеем с этими типами. К тому же, они были изгнаны уже давно". Редкие жители квартала, согласившиеся уделить нам внимание, повторяют одно и то же: Брикстон - это не Финсбери Парк, мечеть Абу Хамзы (Abu Hamza), имама с дурной славой. Здесь нет проповедников-поджигателей или висельников-джихадистов, только мусульмане ортодоксы, которые исповедуют веру в Аллаха самым нормальным способом.
Глава мечети, Абдул Хакк Бейкер (Abdul Haqq Baker)не спорит, что это место исполнения культа было выбрано вербовщиками "Базы", в качестве благоприятной почвы. По простой причине: мечеть в Брикстоне "подбирает" молодых заключенных по выходе из тюрьмы, чтобы помочь им начать новую жизнь. Среди них "творцы талантов" из Аль-Каиды выбирают самых подверженных влиянию - идеальные мишени для экстремистской доктрины.
Так было и с Ричардом Рейдом: мать - англичанка, отец - ямаец, он вырос в Бромлее, спокойном квартале в восточном Лондоне. Но как когда-то его отец, он сидел за мелкие правонарушения во многих тюрьмах столицы. В Фельтхэме, тюрьме для представителей меньшинств, Рейд принял ислам. Освободившись, он пришел в брикстонскую мечеть.
Согласно многочисленным свидетельствам, собранным на месте, молодой человек сразу проявил "необычайный энтузиазм", выдающий нестабильность характера. Он принял мусульманское имя Абдель Рахим (Abdel Rahim), хотел активно участвовать в деятельности мечети и изучал арабский язык. Потом его поведение резко изменилось. Абдул Хакк Бейкер сказал в интервью Би-Би-Си, что видел, как Рейд, дотоле посещавший исламские занятия, начал ни во что не ставить преподавателей, называя их пацифистами. Его внешний вид стал традиционным, и он начал носить военную куртку. В конце 1998 года он покинул Брикстон и исчез. В письмах на арабском, присланных из Пакистана и Афганистана, подтверждалось, что он поступил на службу в Аль-Каиду.
Примеру Рейда могут последовать сотни, а то и тысячи людей, опасаются в Скотланд-Ярде. Британская полиция с ужасом обнаружила, что сеть исламистов вышла далеко за пределы северного Лондона. Традиции уважения к религиозным сообществам, и к личному выбору, абсолютный примат свободы мысли и выражения, огромные дыры в списках иммиграционной службы - такой взрывоопасный коктейль может утолить жажду любой террористической сети. Абу-Катада (Abu Qatada), один из послов Усамы бен Ладена (Oussama Ben Laden) в Европе, жил без всяких документов в Болтоне, потом в Лондоне, редактируя свои экстремистские произведения, дергая за ниточки своих связей, не опасаясь полиции, несмотря на информацию, переданную спецслужбами Иордании, которые преследовали его за террористическую деятельность. Три недели назад Катада исчез из своего лондонского убежища. В М15 сбились со следа, но уверены, что он скрывается в Англии.
Та же история с Омаром аль-Байуми (Omar al Bayoumi), 44-летним студентом в Ольстонском университете, подозреваемым ФБР в финансировании группы, направившей Боинг-767 компании "Американ Эйрлайнз" на Пентагон 11 сентября. Задержанный в Бирмингеме сразу после атаки, он был выпущен на свободу за недостатком улик, и скрылся. Он прячется где-то на островах.
Благодаря действиям европейской полиции, в особенности, французской, удалось задержать ряд подозреваемых, которые содержатся теперь в секции "Бинмен" тюрьмы строгого режима в Бельмарше (Лондон)", сообщает в воскресном номере "The Observer". Признания, вырванные у Джамаля Бегаля (Djamal Beghal), алжирского члена Аль-Каиды, арестованного в Дубае в июле прошлого года, позволили выйти на след другого алжирца, Камеля Дауди (Kamel Daoudi), эксперта по информатике, скрывающегося в Лестере, где Бегаль создал ячейку вокруг "Мечети Набожных". Дауди подвергся экстрадиции во Францию, а на прошлой недели Багдад-Мезиан (Bagdad Meziane) и Браим Бенмерзуга (Brahim Benmerzouga) также оказались за решеткой.
Но еще слишком рано кричать о победе. Пока Абу Хамза и его друзья продолжают изрыгать ненависть в своей мечети. Несмотря на закрытие Интернет-сайта, экстремистская группа аль-Мухаджирун Омара Бакри (Omar Bakri), нелегально проживающего в Англии уже┘ 15 лет, по-прежнему покрывает всю страну, готовя почву для "открывателей талантов". И для будущих атак на "вражеской территории", как предсказывает аль-Мухаджирун на своем пакистанском сайте.