Биржа Москвы после ряда больших обвалов снова может быть местом, где устанавливаются рекорды. Если в 1996-1997 годах долларовый индекс Российской торговой системы (РТС) считался самым лучшим среди стран с переходной экономикой, то в 1998 году он обрушился до одной двадцатой части своего уровня в 571,66 пунктов, которого уже никогда не удавалось достигать. Однако торговая площадка вновь заявила о себе: в прошлом году с российским фондовым рынком с его годовым ростом, равным 96 процентам, могли хоть как-то соперничать лишь торговые площадки Шанхая и Шеньяна. В то время, как на обеих китайских биржах большого движения с той поры нет, в российской столице гонка за акциями не останавливается на минуту. Вчера индекс РТС достиг 293,13 пунктов - самой высокой отметки за последние три с половиной года. Таким образом, за очень небольшой отрезок нового года индекс улучшился на очередные 14,17 процентов.
При этом восстановлению ситуации на российской бирже не могли помешать никакие проблемы, в том числе и проблемы крупные. Остановить РТС не смогли ни спад в мировой экономике, ни кризис в Аргентине. Впрочем, удастся ли повторить такой трюк, специалист по новым рынкам Стивен Дашевский (Steven Daschevski) московского брокерского дома "Атон" считает делом проблематичным. Развитие на российской бирже всегда зависит от трех факторов, поясняет Дашевский: настроения инвесторов в странах с переходной экономикой, мировой конъюнктуры и цен на нефть.
От имиджа дикого Запада удалось избавиться
Если в глазах инвесторов, вкладывающих свои капиталы на новые рынки, России в силу политического сближения с Западом удалось избавиться от имиджа дикого Запада, то, что касается двух других факторов, им приходится проявлять скепсиса больше. Настроение неуверенности, прежде всего, вызывают цены не нефть, поясняет аналитик. В частности, падение цен на нефть в прошлом году пока еще не обеспокоило инвесторов: "Каждый понимает, что достигнутый недавно самый высокий за последние десять лет уровень цены, равный 35 долларам США за баррель, не может быть вечным". Впрочем, если цена станет заметно меньше нынешних, примерно, 18 долларов, тогда доходность нефтяных компаний окажется под вопросом, считает эксперт.
Эксперт по Восточной Европе Радим Баджар (Radim Bagjar) из лондонского филиала Немецкого банка тоже подчеркивает роль цен на нефть для российской биржи. В конце концов, по его словам, на нефтяной и газовый секторы страны приходится 70 процентов рыночной капитализации РТС-Интерфакс. Впрочем, сложность проблем у отдельных концернов различна: "у компаний "Сургутнефтегаз" и "Юкос" проблемы возникнут, вероятно, при уровне цен ниже 14 долларов США в то время, как "Лукойл" в силу своей стоимостной структуры, очевидно, должен начинать борьбу раньше", - разъясняет Баджар. Хотя зависящий от прибыли нефтяной сектор имеет особое значение не только для биржи, но и для налоговых поступлений в казну вечно сидящего без гроша государства, эксперт Немецкого банка не преувеличивает возможность дальнейшего падения цены на нефть. В большей мере исправить положение дел в своей экономике России могут помочь структурные реформы. Так, налоговая реформа, которая в 2000 году заменила совершенно неэффективную налоговую систему, принята, между тем, населением. Свидетельством этого является рост налоговых поступлений, которые в 2000 году еще составляли 16 процентов внутреннего валового продукта, а в прошедшем году выросли до 17,2 процента, говорит Баджар.
Ведущий экономист брокерского дома "Атон" Петер Уэстин (Peter Westin) тоже считает будущее значение нефтяного сектора делом относительным: "В этом году реформы послужат катализатором для роста всей российской экономики", - заверяет Уэстин. Поскольку структурные изменения происходят медленно, следует ожидать, что экономический рост в период между 2001 и 2002 годами снизится с 5,2 до 3,5 процента валового внутреннего продукта. Но так как институциональные изменения являются заметной частью российской экономической жизни, например, что касается банковского, энергетического и телекоммуникационного секторов, ожидающийся экономический рост, по его словам, будет несколько меньшим, чем бум на рынке нефтедоларов последних трех лет.
Новые структуры
Успех молоды компаний, работающих в сфере телекоммуникаций, таких, как "Мобильные телесистемы" или "Вымпелком", а также расчленение "ЕЭС" - прежнего динозавра по части снабжения электроэнергией на региональные компании являются примером того, что в движение приходит энергетический и коммуникационный рынки, считает Баджар. Впрочем, важное испытание должен выдержать, по мнению Уэстина, банковский сектор: если удастся передать, как это запланировано, 25-процентный пакет акций пока еще государственного "Внешторгбанка" в собственность Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), то российская финансовая система станет более прозрачной. Здесь правительству, возможно, еще предстоит побороться с пресловутыми олигархами.