Москва, 22 января 2002 года. Казалось, что во вторник в пятой студии главного московского телецентра делалось типичное интервью о российском телевизионном канале ТВ-6 - но с одним маленьким отличием. Там не было телекамер, чтобы показывать это шоу зрителям. Через несколько часов после того, как решением суда телевизионный канал ТВ-6 был снят с эфира, удивленные сотрудники ТВ-6 тесно уселись на знакомые всем пурпурные скамейки, тогда как Евгений Киселев, генеральный директор и главный ведущий, с микрофоном в руке вел программу, темой которой была их собственная судьба.
Г-н Киселев предупредил, что решение судебных приставов конфисковать аппаратуру студии ТВ-6, отключить электроэнергию и телефоны и в ноль часов в ночь на вторник оставить телезрителей перед темным экраном "не сулит ничего хорошего России". Он и другие менеджеры компании давно уже утверждают, что они ведут борьбу за свободу слова, и что Кремль вознамерился закрыть станцию по причине периодического освещения событий, которое идет вразрез с официальной линией. Сюда входят флагманская новостная программа самого г-на Киселева "Итоги", а также две сатирические программы, "Итого" и "Тушите свет".
Министр по делам печати Михаил Лесин вторит российскому президенту Владимиру Путину, когда доказывает, что всего лишь выполняет решение суда и что не имеет права вмешиваться в его деятельность. В противном случае это был бы возврат к системе "телефонного права" (политического манипулирования), которая действовала в советские времена.
Крупнейшая российская нефтяная компания "Лукойл", владеющая через свой пенсионный фонд 15% акций ТВ-6, использовала российские суды для того, чтобы протолкнуть решение о ликвидации ТВ-6. Нефтяная компания утверждает, что ее решение мотивировано чисто коммерческими соображениями, однако неохотно идет на то, чтобы объяснить, почему ликвидация является самым желательным для нее финансовым исходом, причем в тот самый момент, когда менеджеры ТВ-6 заявляют, что они вскоре выправят финансовое положение компании после длительного периода очень небольших инвестиций.
Многие наблюдатели считают, что главным мотивом действий против ТВ-6 - о чем не раз достаточно ясно говорил российский президент Владимир Путин - является вендетта против влиятельных "серых кардиналов" от политики, которые символизируют эпоху его предшественника, Бориса Ельцина. Медиа-барон Владимир Гусинский, которой в прошлом году под давлением российских прокуроров был вынужден отправиться в добровольную эмиграцию, был оттеснен на задворки власти после того, как прошлой весной поддерживаемая государством газовая монополия "Газпром" захватила большую часть его погрязшей в долгах группы "Медиа-Мост".
Теперь пришла очередь его коллеги, Бориса Березовского, также находящегося в ссылке. В прошлом году он уже отказался от своих прав на ведущий телевизионный канал страны ОРТ. Г-н Березовский, которому принадлежат 75% акций ТВ-6, предложил свой канал как "убежище" журналистам НТВ, которые искали себе нового работодателя после того, как корпорация "Газпром" отобрала их канал у группы "Медиа-Мост".
Дело ТВ-6 не настолько громкое, как дело НТВ. Именно поэтому главное внимание привлекает не оно, а другие события, например, Афганистан, улучшение отношений России с внешним миром после того, как г-н Путин объявил о желании сотрудничать с коалицией против терроризма, и т.п. Однако же в определенной степени уроки дела ТВ-6 вызывают большее беспокойство. Даже если главным объектом нападок является владелец, а не продукция канала, главной жертвой становится разнообразие в формах владения средствами массовой информации (СМИ), со всеми вытекающими из этого последствиями для свободы выражения мыслей. После кончины ТВ-6 российское государство останется фактически единственной силой, контролирующей или влияющей на деятельность всех трех национальных телевизионных сетей, РТР. ОРТ и НТВ.
Многие аналитики высказывают озабоченность в связи с ролью судебной системы в этом деле, доказывая, что она высвечивает недостатки и политические манипуляции, еще большие, чем имели место в ходе борьбы за контроль над НТВ. Суды использовали малоизвестный закон - уже замененный другим в новом своде законов о корпоративной деятельности, вступившем в силу с начала нынешнего года - который позволял миноритарному акционеру требовать ликвидации компании, если та оказалась в дефиците (любопытные правила в отношении исчисления платежеспособности компании могут позволить зачислить в должники практически любой бизнес в России). Судебная система также беспрецедентно быстро рассмотрела иск компании "Лукойл" и последующие апелляции в более высокие судебные инстанции. Судебные приставы уже принимают меры против ТВ-6, еще до того, как руководство канала получило выписку из решения суда.
В краткосрочной перспективе отключение ТВ-6 от эфира чревато серьезными затруднениями в отыскании альтернативных материалов для прямых партнеров вещателя, равно как и для десятков других местных станций по всей стране. Коллектив ТВ-6 имел определенные основания, когда во вторник заявил о том, что ему непонятен подход команды г-на Киселева, которая сначала написала письмо российским властям, прося согласия дистанцироваться от своего владельца, чтобы создать собственную компанию, а затем, после переговоров с г-ном Березовским, дезавуировала свое письмо.
Но в долгосрочной перспективе, если существующему коллективу ТВ-6 не удастся получить новую лицензию на вещание на конкурсе, запланированном на 27 марта, это станет свежим предупреждением о грозящих неприятностях для тех журналистов, которые предпочитают быть независимыми. "Это удар по свободе слова", - говорит Олег Панфилов, руководитель Центра экстремальной журналистики, наблюдающей за СМИ группы. "Следующим объектом нападок может стать радиостанция "Эхо Москвы", тоже входящая в группу г-на Гусинского, а затем выступающие с критикой правительства "Общая Газета" и "Новая Газета". Г-н Панфилов также утверждает, что государство создает "единое информационное пространство" в региональных СМИ, напоминающее о пропаганде советской эпохи.