Россия открыла в Кабуле полевой госпиталь, где ежедневно принимают до 200 пациентов. С прошлого воскресенья снова доставляются автомобильным транспортом грузы с российской гуманитарной помощью через туннель Саланг на Гиндукуше. Российские специалисты снова восстановили его. Москва собирается также оказать помощь при разминировании территории страны.
Однако рассматривать свою помощь в качестве репараций за разрушения, ответственность за которые несет государство-предшественник - Советский Союз, Россия, впрочем, не собирается. Поскольку, по мнению российской стороны, того факта, что война была агрессивной, не существует: коммунистический режим в Афганистане в 1979 году попросил, мол, братскую страну на Севере о помощи в гражданской войне. После этого последовало вторжение. К тому же за многие разрушения, говорит Москва, несут ответственность различные группы моджахедов, которые, начиная с 1989 года, после вывода советских войск, вели междоусобную войну.
Односторонние действия Москвы в Афганистане связаны со все возрастающим разочарованием по поводу Вашингтона. Президента Буша (Bush) обвиняют в том, что он недостаточно полно ответил на готовность России к компромиссу в вопросах присутствия США в Средней Азии. Так, Москва допустила, чтобы США получили во время войны против талибов воздушное превосходство в бывшем советском Узбекистане. Раздражительности Москвы способствует также то, что на Западе вновь раздается критика по поводу российской военной кампании в Чечне.
Коммунисты обвиняют теперь Путина в том, о чем генералы осмеливаются только думать: он выбросил, мол, на ветер тысячелетнее наследие русских - колониальные завоевания. Поэтому Кремль, что касается антитеррористической коалиции с США, трубит без лишнего шума, но настойчиво отбой. Параллельно с этим Путин по-новому определяет среднеазиатскую политику. Туркменистан, который не входит в коалицию, при благожелательном отношении к России получает Договор о дружбе и доступ к российскому трубопроводу для экспорта газа в западном направлении. Поскольку Тегеран, Китай и Индия, как и Москва, тоже не особенно счастливы по поводу присутствия США в Средней Азии, то в среднесрочной перспективе возможно появление союза по оси Москва-Тегеран-Дели-Пекин.