Если бы безопасность была рыночным продуктом, то было бы трудно найти ей лучшую торговую марку, чем "НАТО" (Организация Североатлантического договора - прим. пер.). Этот альянс, родившийся в 1949 году, в течение 50 лет парировал советскую угрозу и сохранял Европу свободной. Сегодня НАТО обеспечивает Европе стабильность и связи с Соединенными Штатами. Она также прекратила войну в Боснии, выиграла войну в Косово и не далее как прошлым летом предотвратила еще одну в Македонии. В других потенциальных "горячих точках" НАТО установила необыкновенно тесные связи с Россией, Украиной и республиками Средней Азии. В 1999 году в НАТО вступили три бывшие страны советского блока. Как свидетельство ее сохраняющейся популярности, девять других намерены вступить в нынешнем году.
Учитывая беспрецедентные успехи для многонациональной организации любого рода, руководители НАТО тратят удивительно много времени на оправдание самого существования этой организации. В очередной раз в понедельник в речи в городе Сален, Швеция, генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон (George Robertson), этот остроумный шотландец, был вынужден адресовать свое выступление "торговцам трансатлантическим унынием", которые видят в НАТО пережиток "холодной войны". Его тревожили также те, кто до нападений террористов на США сомневался, что же станет с НАТО. Но ныне, в отличие от того времени, большинство членов НАТО согласно с тем, что альянс должен найти свое место в новой эре. На очередной полугодовой встрече министров обороны стран НАТО в Брюсселе в прошлом месяце глава Пентагона (министерство обороны США - прим. пер.) Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) призвал НАТО адаптироваться к ситуации. Но крайне мало конкретных идей относительно того, как именно следует трансформировать альянс и во что.
В этом вакууме г-н Робертсон, который как министр обороны в правительстве Тони Блэра (Tony Blair) привел английских военных в 21-й век, предлагает скорые и умеренные изменения. Он хочет увеличения бюджета - альянс за 10 лет не видел существенных увеличений - и полномочий по перераспределению обязанностей своего аппарата, в которой трудятся 350 человек, а также скромного бюджета в 167 млн. евро для решения вновь возникших задач. В их числе: еще более тесное сотрудничество со странами Средней Азии и Египтом, который подыгрывает желанию США видеть НАТО, протягивающую руку помощи войне с террором.
Как сообщает находящийся поблизости Мэттью Камински (Matthew Kaminski), генеральный секретарь пока что остается разочарованным. Великобритания, оплот альянса, внезапно не позволила ему увеличить бюджет. Нынешние союзники дают понять, что у него мало пространства для маневра с целью перераспределения собственных ресурсов. Многие страны к тому же ревностно оберегают свои любимые проекты в НАТО.
Паниковать пока не время, но альянсу явно нужна перестройка. Несмотря на все перемены прошедшего десятилетия, он еще обременен слишком большим багажом "холодной войны". Нынешний год будет критическим. На пражском саммите НАТО в организацию будут приглашены новые члены, в результате чего, подконтрольная НАТО зона может распространиться на бывший Советский Союз, точнее, на три его прибалтийские республики. Готовится также новое соглашение с целью укрепления сотрудничества с Россией.
Странам - членам НАТО следует поддержать и профинансировать заслуживающие того реформы. НАТО не может себе позволить провалиться. Поскольку некоторые комментаторы используют эту возможность для того, чтобы (в который уже раз) провозгласить неминуемый конец альянса - посмотрите статью Анатоля Ливена (Anatol Lieven) под заголовком "Конец НАТО" в декабрьском номере английского журнала "Prospect" - стоит напомнить себе, почему НАТО существует и почему она должна процветать в дальнейшем.
Этот альянс является единственной институционной связью между США и Европой. Он налагает на США, господствующую военную и политическую силу в мире, обязательство крепить европейскую стабильность и, да, способствовать процветанию Европы. Даже при своих скромных потугах на оборону Европейский Союз (ЕС) не готов и не способен заменить НАТО. В своей речи в Швеции г-н Робертсон указал на суровую правду, что по причине сокращения ассигнований на оборону "Европа остается военным пигмеем". Хотя многие европейцы усматривают в НАТО инструмент продвижения американских интересов на континенте, присутствие США в Европе благодаря НАТО гарантирует успешное воссоединение континента. НАТО также делает возможными тесные военные и дипломатические связи между западным миром и Россией, Средней Азией, Украиной и - если г-н Робертсон получит больше денег на до сего времени тусклый средиземноморский диалог - также с мусульманскими странами Ближнего Востока и Северной Африки. ЕС этого не может сделать.
Наконец, работая вместе в НАТО в последние 30 лет, Соединенным Штатам, Великобритании и остальным союзникам было проще совместно действовать в Афганистане. Их вооруженные силы являются оперативно совместимыми, пусть даже они и испытывают некоторые трудности при проведении совместных действий, и они хорошо знакомы с культурами друг друга. Безусловно, Соединенные Штаты, усвоившие уроки "войны по указке комитета" в Косово, избегали союзников в Афганистане. Возможно, настало время переосмыслить эти процедуры, чтобы сделать совместные действия привлекательной опцией в коалиционных войнах будущего.
У НАТО безусловно много дел. В предстоящие годы нетрудно предсказать, что она по-прежнему будет играть важную роль в делах некоторых балканских государств, разрастется, возможно, сблизится с Россией и станет обеспечивать защиту своим членам в широком смысле этого слова. НАТО будет интересоваться делами за пределами своей "зоны ответственности" как коалиция демократических государств мира. По мере того как в предстоящие месяцы станут выкристаллизовываться реформистские идеи, союзники не должны забывать, что НАТО - в первую очередь военная организация. Тесные связи с Россией и более многочисленный альянс, быть может, желательны с политической точки зрения, однако союзникам следует заботиться о сохранении сплоченности НАТО и укреплении ее военной мощи - ингредиентов прошлых успехов. Менее всего миру требуется говорильня. В сегодняшнем опасном мире способность Европы и США распространять военную мощь в неспокойные районы является лучшим антидотом для тирании. Это так же справедливо сегодня, как было в годы "холодной войны".