Американская администрация рассматривает три государства Балтии в качестве "серьезных кандидатов" на вступление в Североатлантический альянс. Возвращаясь к решению о расширении Союза, принятому осенью в Праге, заместитель государственного секретаря Ричард Армитидж (Richard Armitage) заявил уже сегодня в беседе с корреспондентами европейских газет, в том числе "Frankfurter Allgemeine Zeitung" следующее: "На пути в Прагу 2002 года балтийские государства рассматриваются в качестве серьезных кандидатов. Мы рады перспективам расширения НАТО. У нас существует план приема, и мы думаем, что те (страны), кто его выполняет, должно быть разрешено членство в НАТО. Точка".
На вопрос, не приходилось ли ему в последнее время слышать по этому поводу возражения со стороны России, он сказал, что Москва, в частности, еще во время визита президента Буша (Bush) в Варшаву в прошлом году была "достаточно твердо" настроена против. Но затем он добавил: "Мы знаем точку зрения русских по поводу расширения НАТО. Но мы думаем, часть проблем снята после того, как у русских выросла уверенность в собственных силах". Армитидж указал в это связи на стремление к более тесному сотрудничеству между Россией и западным союзом и сказал: "Для наших российских друзей НАТО, возможно, это моя точка зрения, стала не такой уж страшной вещью, поскольку они поближе познакомились с внутренней механикой альянса".
В ходе беседы в Министерстве иностранных дел затрагивались темы, начиная от войны в Афганистане, обращения с военнопленными на базе Гуантанамо и будущей войны против Ирака, и кончая предполагаемой продолжительности пребывания американских войск в Средней Азии. Говорилось также о растущей технологической пропасти между Европой и Америкой в области военной техники и о незначительности средств, выделяемых на военные цели по эту сторону Атлантики, по сравнению с военными расходами США. Учитывая, что операция "Безграничная свобода" проводилась иначе, чем войны в Персидском заливе и на Балканах, которые считались операциями с применением высокотехнологичного оружия (более 90 процентов это были бомбы точного наведения и ракеты, управляемые по лазерному лучу и со спутников), Армитидж высказал "достаточную озабоченность", что касается ближайшего будущего. Он сказал: "Если мы не в состоянии обеспечить своих друзей в Европе военными технологиями, которые позволят преодолеть эту пропасть, у нас в НАТО будет в недалеком будущем кошмар. Этот кошмар заключается в том, что Соединенные Штаты будут летать над полем сражения и иметь хорошую картину с разведывательными данными в то время, как наши европейские друзья будут снашивать сапоги на земле, находясь, в определенной степени, на самом низком уровне технического развития". Армитидж не стал говорить о сути этих двух аспектов - готовности американцев предоставить секретные образцы вооружений и готовность европейцев взять на себя свою часть финансовых расходов, но добавил: "Растущая пропасть между способностями Соединенных Штатов и способностями их друзей - реальная вещь. Вы знаете, с какой страной этот разрыв самый незначительный? Вы будете удивлены - с Японией. Японцы могут лучше всех взаимодействовать с нами на поле боя. Но их конституция накладывает ограничения. Но что касается технологий, то, если говорить о взаимодействии в ходе обороны Японии и наших маневрах, все проходит без сучка и задоринки".
Армитидж не согласился с критикой со стороны правозащитных организаций по поводу афганских военнопленных, сославшись на возможность контроля со стороны международного Красного креста и на заявление британского премьер-министра Блэра (Blear), который, по его словам, не услышал "никаких жалоб" от британских пленных талибов и членов "Аль Каиды", содержащихся на Кубе. Одновременно он заверил, что с заключенными будут обращаться "гуманным образом". В этом, сказал он, здесь придерживаются третьей Женевской конвенции от 1949 года. Однако он напомнил о наличии ограничения: "Мы рассматриваем их не в качестве военнопленных, поскольку террористы, которые совершали преступления в отношении гражданского населения, были талибами". Главной целью допросов он назвал сбор разведывательной информации "для предотвращения повторения террористических актов". Что будет с ними позднее, предстанут ли они перед военным трибуналом и, если да, то все или нет, пока не решено: "У меня такое чувство, что их достаточно значительная часть будет отослана на свою родину. Однако при этом мы должны быть уверены, что там они будут находиться под каким-нибудь законодательным контролем с тем, чтобы соответствующая страна могла принять по их поводу свое собственное решение".
Армитидж подтвердил, не желая касаться подробностей, что Соединенные Штаты внимательно "наблюдают" за Сомали как местом предполагаемого базирования ячеек "Аль Каиды" и "местом, вызывающим искушение" у террористов, поскольку в стране нет дееспособного правительства. "Решение о том, будет ли следующей целью Сомали, пока не принято, поскольку мы, коалиция, пока еще не завершили наши операции в Афганистане. Я думаю, было бы глупо уже сейчас наносить удар по новой цели". Заместитель министра напомнил в этой связи, что американские солдаты, готовили, например, "плечом к плечу" местные вооруженные силы На Филиппинах, но не участвовали в боевых действиях.
Что касается Ирака, то он не согласился с распространенным мнением о том, что страна является объектом для нанесения военного удара из соображений свержения президента Саддама Хуссейна (Saddam Hussein), сказав следующее: "Нет, я только против того, чтобы пойти на какую-нибудь глупость, что не соответствует американским национальным интересам. Но Ирак представляет собой проблему, с которой нам придется встретиться. Мы сами определим время и место нашего выбора, если позволите добавить, характер нашего выбора. Я бы еще заметил, что президенту пока не было сделано никаких рекомендаций, так что очень трудно предполагать, кто против, а кто нет".
Отношения между Соединенными Штатами и Россией перед очередной встречей Буша и Путина, намеченной на начало лета в Москве, Армитидж охарактеризовал как тяготеющие к "большой устойчивости и доверительности". По его словам, переговоры о дальнейшем ядерном разоружении, независимо от дискуссии по поводу того, будут ли снятые боеголовки уничтожены или складированы, являются многообещающими. В остальном же, и в последних соглашениях по контролю над вооружениями речь шла только об "вооружениях, находящихся в эксплуатации", а не о тех, что находятся в "резерве".
Армитидж попытался продемонстрировать, что в США учитывают интересы России, что касается американского военного присутствия в Средней Азии. Он, в частности, сказал: "Мы не хотим нашего длительного присутствия там. Мы хотим его сохранить. В этом мы были по отношению к нашим российским друзьям достаточно откровенны. Мы понимаем, что Средняя Азия, понятное дело, является сферой влияния Российской Федерации. Мы хотим иметь с этими странами связи в оборонной области и определенный доступ. Это несколько иное, чем размещение там войск".
Судя по всему, Армитиджа не беспокоит последняя история с установкой "клопов": в самолете китайского президента Цзянь Цзиминя (Jiang Zemin) недавно были обнаружены предположительно американские подслушивающие устройства. Этот случай может стать причиной переноса или отмены запланированного на ближайшее время первого визита Буша в Пекин. Он, сказал заместитель министра, не слышал от своих китайских коллег ничего такого, что бы говорило о том, что это "каким-то образом повредит" этому визиту.
Вопрос, рассматривает ли он Ясира Арафата (Jassir Arafat) по-прежнему в качестве "единственного лидера" палестинцев, Армитидж ответил коротким и решительным "да". На дополнительный вопрос, а достаточно ли решительно Арафат выступает против терроризма, последовало такое же решительное "нет" и послесловие: "Арафат должен проявить себя на все сто процентов. Никто не думает, что он лично в состоянии контролировать каждого диссидента и каждого террориста в (занятых) районах. Но он должен показать, что выкладывается на сто процентов, чего пока не видно".