Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
ИСТОРИИ ЛЮБВИ ПЕРВЫХ ЛЕДИ БЕЛОГО ДОМА

╚Скрытая власть╩ √ именно так называется книга о первых леди, узницах и главных героинях любви, власти, гения и одиночества

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
За последние сто лет восемнадцать супружеских пар сменили друг друга в Белом Доме. Деяния мужей вошли в историю. А о женах только что вышла книга из 360 страниц, как водится, с некоторыми преувеличениями, написанная нью-йоркской журналисткой Кэти Мортон

За последние сто лет восемнадцать супружеских пар сменили друг друга в Белом Доме. Деяния мужей вошли в историю. А о женах только что вышла книга из 360 страниц, как водится, с некоторыми преувеличениями, написанная нью-йоркской журналисткой Кэти Мортон (Kati Morton). "Скрытая власть" - именно так называется книга о первых леди, узницах и главных героинях любви, власти, гения и одиночества, порой способных одним письмом или шепотком оказать решающее влияние на принятие эпохальных решений.

ЛЮБОВЬ. Любовь и верность - это синоним брака во время Первой Мировой войны между Вудро Вильсоном (Woodrow Wilson) и Эдит Боллинг Галт (Edith Bolling Galt). Чтобы завоевать ее он не скупился на средства, и даже воспользовался затоплением немцами трансатлантического лайнера Лузитания (Lusitania), чтобы написать ей: "Я нуждаюсь в тебе в этот момент, перед тем, как обратиться к Германии. Она называла его "Мой Господин и Мой Хозяин", а для него она была "Моей маленькой девочкой". Именно Вильсон решил подарить ей не только любовь, но и власть: она была вовлечена во все дела государства и добилась смещения Уильяма Брайана (William Bryan) с поста госсекретаря США, поскольку он был нерасположен вступать в войну против Германии. В 1915, когда Америка оказалась на пороге конфликта, Эдит призывала мужа "быть сильным" и неустанно боролась с его самыми близкими консультантами. В последние месяцы, проведенные в Белом Доме, именно она служила фильтром, через который проходили все новости, доставляемые ее мужу со всего мира, она просматривала огромные мешки корреспонденции, предназначенной частично парализованному Вильсону.

Счастлива в любви была и Бесс Трумэн (Bess Truman), жена Гарри, президента, который отдал приказ сбросить ядерную бомбу: "Роль женщины на публике, - часто повторяла она, - состоит в том, чтобы сидеть рядом с мужем, молчать и быть уверенной, что шляпка сидит как надо". Во время саммита в Потсдаме в 1945 году со Сталиным и Черчиллем (Churchill) Трумэн писал ей письма о том, как идут переговоры о будущем Европы, вставляя фразы, вроде "мне не удалось найти на черном рынке Шанель #5, но я нашел нечто похожее" или "я купил тебе бельгийский столовый сервиз, только не спрашивай, сколько он стоит".

ВЛАСТЬ. Впервые в 20 веке урок власти Первой Леди преподнесла Эдит Рузвельт (Edith Roosevelt), которая добилась от мужа Теодора права на реорганизацию президентской резиденции: именно она выбрала название "Белый Дом" и выделила место для кабинета Первой Леди Америки. Но четверть века спустя другая Рузвельт, Элеанор (Eleanor), жена Франклина (Franklin) стала самой властной. Их любовь была "вооруженным перемирием" - выражение сына Джеймса - и когда эта пара пришла в Белый Дом, началась борьба за власть: она всегда была рядом с мужем, борясь за утверждение своих идей по поводу социальной справедливости и прав человека. В 1940 году она тщетно пыталась настоять на вступлении США в войну против Гитлера и на открытии границ для преследуемых евреев: "Мы не можем продолжать жить в Утопии, - писала она в дневнике, - не обращая внимание на весь остальной мир, как будто его не существует". Рузвельт держал ее на расстоянии, но подвергался воздействию ее динамизма: у Элеонор были собственные кабинеты, инициативы, сотрудники и программы. Вместо одного президента Америка получила сразу двух. Черчилль был поражен отношениями между супругами: "Ее никогда нет, когда присутствует он, - писал премьер Великобритании, - и он не доверял ей секретов, поскольку она продолжала писать статьи и проводить различные дебаты".

Розалинн Картер (Rosalynn Carter) воспользовалась властью в спартанском духе, сократив бюджет: ликвидировала яхту "Sequoia", уменьшила количество лимузинов, сократила вдвое зарплату персонала. Но для мужа Джимми было сделано исключение: 200 страниц заметок детально повествуют о соглашении в Кэмп Дэвиде в 1978 году между Израилем и Египтом.

С приходом Нэнси Рейган (Nancy Reagan) возобновилась традиция Элеонор Рузвельт. Женщина с цельным характером, она играла важную политическую роль: добилась отставки целого ряда руководителей, включая начальника ЦРУ Уильяма Кэйси (William Casey) и госсекретаря Хэйга (Al Haig), убедила мужа Рональда отказаться от проекта космического щита, чтобы использовать этот аргумент во время переговоров с СССР, и когда в 1984 году она встретила в Белом Доме министра иностранных дел СССР Андрея Громыко, то приблизилась к нему, прошептав одно слово: "мир".

Нэнси не выносила жену вице-президента Барбару Буш (Barbara Bush), которая, став в свою очередь Первой Леди, на 180 градусов перевернула сценарий власти. "Если бы она баллотировалась, то одержала бы победу" - заявил по телевидению ее муж Джордж перед тем, как быть побежденным Клинтоном (Clinton) в 1992.

Хиллари (Hillary) зарекомендовала себя самой беспристрастной и лишенной предрассудков: главная героиня национальной психологической драмы, она устояла во время собственных финансовых скандалов и сексуальных скандалов мужа, оказывала влияние на распределение ролей в правительстве, и ей даже удалось быть избранной сенатором. "Элеонор Рузвельт была сильной женщиной, но ей никогда не удавалось заставить играть мужчин в свою игру, а вот Хиллари удалось" - написал Артур Шлезингер (Arthur Schlesinger).

Потом настал черед и Лауры Буш (Laura Bush), женщины с техасского ранчо, которая (до сих пор) придерживается традиции своей свекрови Барбары: симпатия, верность и молчание - в знак поддержки Джорджа младшего.

Жаклин Кеннеди (Jacqueline Kennedy) хватило нескольких дней, чтобы заставить забыть мужа о восьми серых годах Мэми Эйзенхауэр (Mamie Eisenhower). Она стала Первой Леди в возрасте 31 года - это рекорд - и открыла двери искусству, моде и вкусу до такой степени, как еще не было никогда. Эстетка по призванию и гений в выборе, она омолодила Белый Дом и положила начало мифу о Кеннеди, когда, после убийства мужа в Далласе, она сказала: "Не забывайте, что в течение короткого, но прекрасного периода существовало место, называемое Камелот.

ОДИНОЧЕСТВО. Пат Никсон (Pat Nixon) была самой несчастливой. "Я никогда не слышал, чтобы Никсон обратился к ней, - вспоминает бывший госсекретарь Киссинджер (Kissinger), - и никогда не видел, чтобы они вдвоем отправились в Кэмп-Дэвид". Безразличие Никсона к жене становилось парадоксальным: он забывал ее в аэропорту, они путешествовали отдельно друг от друга, он игнорировал ее за столом. Несмотря на многочисленные обиды, Пат во время Уотергейта была рядом с мужем, и когда узнала о записанных пленках, посоветовала уничтожить их, "поскольку они секретны, как любовные письма". Но Никсон, как всегда, ее не послушал.

"Леди Птица" тоже страдала от одиночества, преданно сопровождая памятного Линдона Б. Джонсона (Lyndon B. Johnson) во время всей его вьетнамской кампании. Когда число погибших стало насчитывать уже много тысяч, она прервала затянувшееся промедление и всеми силами попыталась заставить мужа переосмыслить допущенные ошибки. 31 марта 1968 года Джонсон обратился к Америке из Овального кабинета, объявляя о частичной приостановке бомбардировок Ханоя и о том, что он не будет баллотироваться на второй срок. По другую сторону телекамеры, смотря ему прямо в глаза, хранила молчание "Леди Птица".