Инвесторы и политики требуют раскрытия деталей окутанной завесой таинственности сделки, в соответствии с которой российские долги Чешской республике номинальной стоимостью $2,5 млрд. были погашены с большим дисконтом при посредничестве малоизвестной фирмы Falcon Capital.
По данным информированных источников, Falcon Capital выкупила российский долг в прошлом году приблизительно за $500 млн, а затем согласилась переуступить его российскому энергетического монополисту "Единым энергетическим системам" (ЕЭС), как полагают, за схожую сумму. За этим последовала сложная серия ссуд и выплат по кредитам с вовлечением в их осуществление и других российские компании, смысл которых, по признанию ряда директоров ЕЭС, не понятны даже им. В конечном итоге российское правительство приобрело чешские долги у ЕЭС в обмен на списание $1,35 млрд, которые эта компания задолжала федеральному бюджету.
Указывая на разницу в суммах - $550 млн, заплаченными Чехии и $1,35 млрд., списанными Россией, - двое американских экономистов Майкл Бернстам (Michael Bernstam) и Элвин Рабушка (Alvin Rabushka) назвали сделку "шокирующей передачей" бюджетных денег Единым энергосистемам. По их утверждению, эта сделка - лишь одна из серии подобных, цель которых состояла в увеличении номинального значения налоговых поступлений.
ЕЭС собирается провести сегодня совещание с аналитиками, чтобы разъяснить свою позицию. Компания стремится развеять сложившееся у многих мнение, что она получила в результате $800 млн, заявляя что истинная сумма гораздо меньше.
"Мне не нравится эта сделка, - заявил один из ведущих частных инвесторов ЕЭС Билл Браудер (Bill Browder). - Не ясно, кому она принесла прибыль, кому принадлежит Falkon Capital и имеется ли какая-нибудь связь между теми, кто принимал решение о ней".
Еще один вопрос, который вызывает эта сделка: почему правительства России и Чехии не урегулировали долг напрямую? Вчера российское министерство финансов направило запрос в компанию ЕЭС, и та ответила, что следовала совету юристов, согласно которому прямая сделка между правительствами нарушила бы правила Парижского клуба кредиторов, касающиеся суверенных долгов.
Однако Чешская республика не является членом Парижского клуба, а его правила, насколько можно судить по опубликованному им тексту этих правил, не препятствуют подобным сделкам.
По словам одного из лиц, принимавших участие в трансакции, российское правительство привязало сделку по долгам Чехии с участием ЕЭС к ряду других операций между бюджетом и этой компанией. От ЕЭС потребовали урегулировать торговые долги с другими кредиторами, включая российскую газовую монополию "Газпром" и предприятия министерства атомной промышленности, что позволило им в свою очередь рассчитаться с бюджетом.
"Правительство не выплачивало наличные суммы, оно просто пустило деньги по цепочке, и в конечном счете оно, возможно, добилось снижения объема безнадежных долгов", - делает вывод один менеджер по инвестициям.
Один из директоров ЕЭС Дэвид Эрн (David Herne) заявил вчера: "Меня беспокоит не то обстоятельство, что это плохая для компании сделка, а то, что она окутана такой секретностью". По его словам, эта сделка не обсуждалась на совете директоров ЕЭС, а его просьба предоставить дополнительную информацию по ней не была удовлетворена.