Медлительнее всех военные люди. Предстоящее расширение НАТО означает не повышение ударной мощи западного союза, ее ослабление. Ни одна из восточноевропейских стран, которая желает вступить в НАТО, не может внести настоящего вклада в совместную безопасность. Это касается двух наиболее вероятных стран-кандидатов - Словении и Словаки - и тем более стран Балтии, Румынии и Болгарии. Несмотря на это, расширение произойдет.
На саммите НАТО, который состоится в ноябре в Праге, 19 глав правительств стран альянса пригласят вступить в НАТО, по всей вероятности, пяти, а предположительно, даже семи государствам. Они сделают это по той причине, что НАТО в их глазах и без того уже потеряла свою военную значимость. Но клубу для дебатов по военно-политическим вопросам способность к оперативным действиям нужна намного меньше, чем для военного блока.
Особенно заметен поворот в оценке значения альянса в США. В 1997 году на саммите НАТО в Мадриде президент США Билл Клинтон (Bill Clinton) добился того, чтобы не допустить значительного расширения Союза. Клинтон блокировал прием в альянс Словении и Румынии, поскольку он хотел сохранить военную мощь НАТО. Администрация Буша (Bush) тоже сначала призывала к осторожности. Поэтому еще год назад в НАТО считали, что на нынешнем этапе расширения будут приняты, предположительно, только два новых члена, а именно, Словения и Словакия.
Однако после террористических актов, совершенных 11 сентября, эта позиция изменилась. США взяли борьбу против терроризма в свои собственные руки, от военной помощи альянса сверхдержава отказалась. Несмотря на это объявление наступления случая нападения на одного из союзников в лице США оказалось полезным, поскольку партнеры по НАТО взяли на себя обязательства политической солидарности. Станет НАТО больше - расширится и сфера влияния.
Облегчается расширение и в связи с новыми отношениями с Россией, которые сложились с момента совершения террористических актов. Российское правительство стало свидетелем объявления случая нападения на союзника по НАТО при том, что этот шаг не был направлен против России. Это означает, что меньше возражений будет и в случае более крупного расширения. Не станет камнем преткновения даже вступление в НАТО трех балтийских государств, которые раньше входили в состав Советского Союза.
В этих условиях европейские "крестные" могут осуществить свое право: с большой долей вероятности будет выполнено пожелание Дании и Норвегии о приеме в НАТО их балтийских соседей. Франция и Турция настаивают на приеме Болгарии и Румынии. Французское правительство поддерживает кандидатов, что заставить тех взять на себя политические обязательства. У Турции более чем определенная цель: она хочет установить прямую связь с остальными партнерами по альянсу. При этом обоим "крестным" не волнует то обстоятельство, что, именно, балканские страны меньше всего отвечают требованиям для вступления в военном плане. Правительство Германии пока еще не определилось, оно не является горячим сторонником крупного расширения, однако не собирается и препятствовать этому.
Таким образом, все говорит за то, что вступить в альянс будет предложено семи странам, трансформация роли из военной в политическую пойдет быстрее. Какая ирония, но именно восточноевропейские государства тешат себя консервативными взглядами на НАТО. В принципе они не желают вступать ни в какой клуб для дебатов, который к тому же исповедует хорошие отношения с Москвой. Они стремятся в НАТО, поскольку они нуждаются в старомодной военной защите и при этом не с Россией, а против нее.