Вашингтон, 24 января 2002 года. Дипломатические собаки во всем мире не лают. Эта желательная тишина является своеобразной формой недоброжелательного согласия; она стала главным достижением первого года президентства Джорджа Буша-младшего (George W. Bush).
В Китае правительство дало знать, что ими найдены 27 шпионских устройств, запрятанных в богатую обшивку салона самолета "Boeing 767", купленного в Соединенных Штатах и предназначавшегося для коммунистического босса Цзян Цзэминя (Jiang Zemin) (Стоимость контракта составила 120 млн. долл. США; надо полагать, что сложные электронные "жучки", запрятанные за кожаную обивку сидений и в изголовье его кровати, были бесплатным приложением).
Когда эта история стала достоянием американской общественности, толпа, не чувствовавшая угрызений совести по поводу допроса "с пристрастием" признавшего свою вину негодяя Вен Хо Ли (Wen Ho Lee) (не говоря уже о тех привидениях, которые еще помнят историю о том, как на протяжении 35лет в ЦРУ действовал шпион Ларри Чин (Larry Wu-tai Chin)), лишь пожала плечами: если это правда, тогда, по крайней мере, хоть кто-то из наших парней пытается (проникнуть в чужие тайны - прим. пер.).
И как же отреагировал Пекин? Даже и не пискнул. Это пропагандисты возбуждают в народе националистическое безумие в связи с ошибочной бомбежкой их посольства в Белграде Слободана Милошевича (Slobodan Milosevic) и это они не далее как в прошлом году также заставили наш разведывательный самолет совершить вынужденную посадку и с ликованием удерживали в заложниках его экипаж. Но сегодня - когда г-н Буш-младший только что одержал победу в Афганистане и в следующем месяце собирается с визитом в Пекин - Китай постарался не дать этой истории стать достоянием своего народа и не выразил публичного протеста.
В России, где помешанный на контроле Владимир Путин только что закрыл единственную независимую телевизионную станцию, которая осмеливалась его критиковать, Соединенным Штатам год назад было сделано предупреждение, что расширение Организации Североатлантического договора (НАТО) к российским границам будет рассматриваться как враждебная акция. Однако же прибалтийские государства сегодня идут к членству в этой организации.
И Россия не только не залаяла, но ее генералы, на которых надели намордники, даже не ворчат. Сторонники жесткого курса, по поводу которых якобы так волнуется г-н Путин, быстро отсалютовали и заткнулись. Это отчасти объясняется тем, что Россия видит военную угрозу для себя в Китае и хочет от НАТО любой защиты, какую только сумеет получить, для того чтобы противодействовать этой угрозе. Но главным образом это происходит потому, что нынешняя американская администрация имеет четкую европейскую стратегию и дала знать, что полна решимости проводить ее в жизнь.
То же самое и с противоракетной обороной. Помните, как в свое время считалось, что угроза г-н Буша-младшего "денонсировать" Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) приведет к возобновлению "холодной войны". С тех пор мы вышли из этого устаревшего договора, и небо не разверзлось и не обрушилось на землю. Г-н Путин, пусть даже он и помогает Ирану создавать его ядерный арсенал, публично приспосабливается к американской позиции утверждения своего национального интереса в противоракетной обороне.
А как насчет вызывавшей страх "арабской улицы"? Диктаторы и монархи в Египте, Сирии, Саудовской Аравии и на Западном берегу реки Иордан используют получающую широкое освещение по телевидению видимость организованной ненависти к Западу для того, чтобы дать выход народному недовольству их собственной коррумпированностью и репрессиями. Химера "уличной" реакции была также прикрытием для робости западных политиков, которая давно уже приводит к умиротворению и откупам.
Что произошло, когда Соединенные Штаты, защищая свою землю, воспользовались своей сверхдержавной мощью и разнесли в клочья террористов и их союзников из числа религиозных экстремистов в Афганистане? "Улица" в Каире и Дамаске не выплеснулась наружу, потому что им не было такой команды от их жестких властей. Благодаря новому ассертивизму (assertivism - напористость, уверенность в своих силах, англ.) Америки правители на Ближнем Востоке теперь знают, что не могут подстрекать тех, кто на улице, к публичному излиянию на нас своего гнева, в то время как те, кто занимает высокие посты, в частном порядке полагаются на нашу милость.
Год назад "унилатерализм" (unilateralism - политика односторонних действий, англ.) был определением для бушистов (сторонников президента Буша-младшего - прим. пер.), тогда как старых клинтонистов (сторонников бывшего президента Клинтона (Clinton) - прим. пер.) именовали "малтилатералистами" (multilateralist - сторонник коллективных действий, англ.). Но своей готовностью действовать самостоятельно мы доказали, что нам не обязательно нужно действовать в одиночку. Обозленные и оскорбленные, мы стали решительными, и - смотрите - предполагавшаяся оппозиция растаяла.
В детективной истории Артура Конандойля (Arthur Conan Doyle) "Любопытный случай" любопытным был назван отказ собаки по кличке Силвер Блейз (Silver Blaze) лаять. Этот признак подтолкнул Шерлока Холмса к умозаключению, что ночной пришелец не был незнакомцем.
Таким же образом Соединенные Штаты - смелые, но не высокомерные, вновь вооружившиеся волей к утверждению своих интересов и ценностей - не являются незнакомцем и ничего не боятся в этом мире, который не мы создали. Это элементарно, Ватсон (Watson): Наши противники, познакомившись с нашей новой манерой поведения, научились воздерживаться от лая.