X-files: часть вторая
Что и как читал Гитлер
Из "Майн Кампф" ясно, что Гитлер читает только те книги, в которых он может найти подтверждение своим собственным идеям. Он читает только то, что считает "ценным" для себя.
Одаренный с детства необычными способностями к языкам Гитлера привлекают при чтении только выдающиеся примеры риторических и исторических эпиграмм.
Он читал о Солоне (Solon), Александре Великом (Alexander der Grosse), Марии (Marius), Сулле (Sulla), Бруте (Brutus), Катилине (Catilina), Цезаре (Сaesar), Генрихе VIII (Heinrich VIII), Густаве Адольфе (Gustav Adolf), Фридрихе великом (Friedrich der Grosse), Иисусе Христе (Jesus Christus), Моххамеде (Mohammed), Моисее (Moses), Лютере (Luther), Кромвеле (Cromwell), Наполеоне (Napoleon), Кутузове (Kutusov), Блюхере (Bluecher), Рихарде Вагнере (Richard Wagner) и Бисмарке (Bismark).
Однако все эти биографии Гитлер прочитал с точки зрения заинтересованности в использовании прочитанного в своей демагогии, пропагандистской и милитаристской деятельности.
Биографии, в которых чувствуется налет мятежных чувств и титанического протеста против существующего мира, заставляют Гитлера скучать. Он рассматривает их в качестве материала для сытых буржуа. Так, биография Наполеона интересовала Гитлера лишь только как некий сценарий фильма по мотивам из жизни Наполеона, где превалируют действия; сторона жизни, заставляющая размышлять, Гитлера никогда не интересовала.
Хорошая фраза или хороший политический лозунг для Гитлера значили больше, чем весь набор сухих заключений и теорий. Один лозунг может дать безмозглой черни не только материал для идеи, но и создать ему к тому же лестную видимость того, что он мыслит сам.
О концентрации Гитлера
Гитлер слушает собеседника очень внимательно, если то, что тот говорит, нравится ему.
Однако если тема неприятная ему, он начинает листать журнал и уделяет разговору столь мало внимания, насколько это возможно. Он читает часто партийные доклады и концентрируется на них до тех пор, пока он видит в них что-то интересное.
Однако он избегает насколько это возможно, вплоть до халатного отношения к своим обязанностям, чтения докладов и прочих документов.
Его сотрудники постоянно беспокоятся, видя его нежелание заниматься документами. Однако протест своих сотрудников Гитлер всерьез не воспринимает.
Как Гитлер реагировал на шумы
Гитлер обладает исключительной способностью не обращать внимания на шумы. Когда он читает документы, веселая болтовня ему не мешает, так как ему нравится уметь пропускать сказанное мимо ушей.
Постоянный гул голосов как бы заменяет для него контакт с внешней средой и позволяет осознавать, какими могут быть последствия для него самого.
Как воспринимал Гитлер тишину
Гитлер прекрасно переносит тишину. Во время поездок на поезде или на машине из Берлина в Мюнхен за все время он произносит иногда лишь несколько слов. А так, он думает и составляет планы.
Гитлер в беседе
Во время приема пищи Гитлер допускает, чтобы говорили все. Однако, спустя час или два начинается его монолог. Такие монологи составляют часть его раз и навсегда определенного репертуара. Они начинаются, будто заигранная пластинка, всегда на один и тот же манер. Чаще всего можно слышать: "Когда я был в Вене" или "Когда я был солдатом", "Когда я был в плену", "Когда я сразу после образования партии стал ее лидером" и т.д.
Гитлер постоянно возвращается к теме Рихарда Вагнера и его опер. Никто не осмеливается прерывать его повторяющиеся рассказы. Гитлер предается подробностям так долго, что его гости оказываются на грани психического истощения и вынуждены уходить, так как больше не в состоянии бороться со сном.
Гости, представленные в основном персонами женского пола, слушают как завороженные. В конце не остается тех, на глаза которых не наворачивались бы слезы.
Гитлер лишь изредка упоминает имена своих сотрудников, если они в данный момент не присутствуют. Он не терпит сплетен.
(конец второй части)