В Москве растет недовольство по поводу военного присутствия американцев в Средней Азии. Cпустя четыре месяца после совершения террористических актов в Нью-Йорке Кремль, в частности, собирается и впредь поддерживать борьбу Соединенных Штатов против международного терроризма. Однако политикам и военным все больше проблем создает дислокация военнослужащих США на территории приграничных с Афганистаном стран.
Председатель российской Думы Геннадий Селезнев в эти дни открыто заявил о том, что думают на этот счет другие ведущие политики России: "Американцы в этом плане алчный народ. Они готовы объявить любую точку в мире районом своих геополитических интересов", - сказал перед иностранными журналистами Селезнев во время своего кратковременного визита в таджикскую столицу Душанбе.
В частной беседе с таджикским президентом Эмомали Рахмоновым (Emomali Rachmonow) российский представитель был еще откровеннее: "Мы не хотим, чтобы военные базы США и НАТО оставались в этом регионе надолго". Таджикистан, по его словам, относится, как и Узбекистан, Киргизстан и Казахстан к зоне геополитического влияния России, и в этом после 11 сентября 2001 года ничего не изменилось.
Опасения Селезнева, судя по всему, не беспочвенны. Незадолго до начала военной операции против талибов военные США разбили большой полевой лагерь на военно-воздушной базе Ханабад под Карши на юге Узбекистана. Там до сих пор находятся 1 500 военнослужащих элитных подразделений, хотя для районов вдоль узбеко-афганской границы уже несколько недель не существует никакой военной угрозы.
Как сообщается, специалисты вооруженных сил США занимаются ремонтом и модернизацией взлетно-посадочных полос, линий электроснабжения и связи, а также помещений для размещения личного состава и складов. Это еще одно свидетельство, что хорошо вооруженные гости и не думают прощаться с Узбекистаном.
Не посвящая особенно в детали общественность, американские и французские военно-воздушные силы уже не первую неделю используют также международный аэропорт Душанбе в Таджикистане. А несколько дней назад стало известно, что Вашингтон собирается развернуть еще одну военно-воздушную базу вблизи киргизской столицы Бишкека. Рядом с аэропортом "Манас" 200 морских пехотинцев США уже возводят палаточный городок, рассчитанный на 3 000 человек. Они должны создать предпосылки для того, чтобы транспортная и боевая авиация США могла выполнять задачи над территорией стран всей Средней Азии.
То, что американцам удается так легко открывать новые военные базы на территории государств-правопреемников Советского Союза, русских не удивляет. Даже если нет официальных подтверждений, они исходят из того, что среднеазиатским президентам за их помощь хорошо платят. Американцы, как утверждают, поставили условием выделения 200 миллионов долларов США карликовому государству Киргизстану выдачу оперативного, без всяких бюрократических проволочек разрешения на пребывание в стране американских военнослужащих. Еще большие деньги получит соседняя республика Узбекистан, которая с началом антитеррористической войны передала в их распоряжение сразу три военные базы.
Учитывая это, министру иностранных дел Игорю Иванову в ходе своего последнего визита в Среднюю Азию не оставалось ничего иного, как напомнить о существовании Договора СНГ о коллективной безопасности. В нем бывшие советские республики взяли взаимные обязательства не принимать никаких решений военно-стратегического значения, не проконсультировавшись с партнерами по Договору, иными словами, прежде всего, с Россией. Однако российский эмиссар, в отличие от своего американского коллеги, не смог обещать предоставление немедленной финансовой помощи. Для таких дел кошелек Кремля слишком тощий.
В Москве опасаются, что цели американцев не ограничиваются только талибами и боевиками "АльКаиды". Кремль исходит, прежде всего, из того, что основной подоплекой происходящего являются громадные сырьевые ресурсы Узбекистана, Туркменистана и Казахстана. В связи с открытием в последнее время месторождений нефти и природного газа в Каспийском море многие наблюдатели стали даже называть Казахстан "Кувейтом 21 века". Значение в торговле энергоносителями могут иметь не только месторождения, но и будущие трубопроводы.
Если бы США удалось удержать на продолжительное время свои войска на юге бывшего Советского Союза, они смогли бы совершенно по-новому организовать свое энергоснабжение в будущем. Прежде всего, стала бы меньшей зависимость от поставок из стран Персидского залива.
В большой игре за власть и влияние бывшую сверхдержаву Россию в очередной раз потеснили. В прошлом году Кремлю пришлось горько осознать, что ему не удастся помешать расширению НАТО. А в наступившем году московские стратеги вынуждены свыкнуться с мыслью, придется потерять и прежние свои окраины.
Президент Владимир Путин, очевидно, уже настроился на этот сценарий: во время своей последней встречи с главами концернов "Газпром" и "Лукойл" он настойчиво требовал от них более активного вложения капиталов в ближнем зарубежье. Россия должна стать крупнейшим инвестором, как в Белоруссии или на Украине: только путем концентрации экономической мощи можно возвратить себе и политическое влияние в этих странах.