"Патриотизм снова в почете, и интеллектуалы должны понять это". Так заместитель министра обороны России, Игорь Пузанов, прокомментировал подписание договора о сотрудничестве между министерством обороны и министерством культуры. Свадьба кролика и карпа? Никак нет, поскольку в этом альянсе следует видеть, опять же, по мнению Пузанова, "возвращение старой традиции, забытой безо всяких причин".
В духе этой традиции были, например, выступления советских артистов перед солдатами, для поднятия их боевого духа во время войны с нацистскими захватчиками. По меньшей мере, 42000 артистов: оркестры, певцы, ансамбли народной музыки, танцоры, актеры - совершали турне по окопам. Эта прекрасная традиция исчезла не совсем: в прошлом году было организовано 166 концертов, чтобы усладить деликатный слух российских солдат в Чечне. Тенденция вполне обнадеживающая, и артисты, которые согласятся работать бесплатно - армия обеспечивает транспорт, охрану, жилье и содержание в горячих точках - должны, кажется, только выиграть от этого: "Часть их потенциальной аудитории находится сейчас под знаменами российской армии", - отмечает Пузанов.
Армия спешит на выручку
Но в этот раз отношения между писаками и стрелками зашли гораздо дальше, поскольку речь идет о том, чтобы "рука об руку готовить радиопередачи, снимать фильмы и телешоу" во славу армии. Конечной целью, по словам Пузанова, является "показать армию с лучшей стороны". Одним из новых телевизионных проектов должна стать еженедельная программа, которая напомнит россиянам знаменитую воскресную передачу "Служу Советскому союзу". "Каждое воскресенье с 10 до 11 утра, вся страна была перед телеприемниками", - вспоминает взволнованный заместитель министра обороны. Что же касается министра культуры, то Михаил Швыдкой сравнивает хронический недостаток средств, который испытывает армия с отсутствием у широких масс интереса к культуре - оба феномена возникли после падения коммунизма: "Девяностые годы были очень трудными как для армии, так и для культуры, но сегодня становится ясно, что мы нуждаемся друг в друге". В свете исчезновения на прошлой неделе последнего независимого телеканала, создается впечатление, что пейзаж российских СМИ все больше напоминает плац, где все стоят по стойке "смирно".