Москва, 27 января 2002 года. На прошлой неделе российский суд снял с эфира сигнал независимого национального телевещателя ТВ-6, объявив эту компанию несостоятельным должником в ходе судебного разбирательства дела, которое, как утверждают представители этого телеканала, было сфабриковано. На следующий день партнер этой компании в сибирском городе Сургут заполнил пустоту на экране изображением попугая из своего офиса.
Если телевидение, которое постоянно показывает одного только попугая, кажется слишком "залетным", то партнер ТВ-6 в Ставрополе, городе фермеров на юге России, заменяет национальные новостные передачи музыкальными видеоклипами. В приволжском городе Самара одна из станций показывает затемненный телевизионный экран. "Он стал более знаменитым, чем черный квадрат г-на Малевича, - сказал президент самарской телевещательной станции Виталий Добрусин, имея в виду написанную в 1929 году художником-абстракционистом Казимиром Малевичем картину, на которой изображен черный квадрат на белом фоне. - "Это для нас трагедия". При этом г-н Добрусин добавил: "В Москве они, по крайней мере, заполняют пустоту спортивным каналом. Но по всей России нет ничего".
Региональные станции в срочном порядке пытаются заполнить огромные бреши в своих вещательных программах, которые образовались вследствие снятия с эфира в ноль часов в ночь на вторник канала ТВ-6. Эти местные станции - всего их 156 - имеют контракты на покупку программ национального телевещателя. Более мелкие станции с ограниченными ресурсами в большой мере зависят от таких контрактов. Москва гудит от заговорщицких слухов по поводу того, кто во всем этом повинен. Владельцем ТВ-6 является Борис Березовский, который надоел Кремлю как овод, и многие здесь заявляют, что Кремль потянул за веревочки, чтобы суд закрыл эту телевизионную сеть. Несомненно лишь то, что дочерние предприятия и партнеры ТВ-6 теряют зрителей, рекламодателей и деньги.
"Никто не понимает, что тут завязана коммерция", - сказал генеральный директор Ставропольской вещательной корпорации (холдинговой компании с двумя телевещательными станциями в Ставрополе, городе в Краснодарском крае) Валерий Голубовский. - У нас есть контракты с рекламодателями на два месяца вперед. Они заплатили "живые" деньги. Что мы им должны сказать? Что в этом повинен кто-то в Москве?"
Телевизионная индустрия в России находится пока в младенческом возрасте. Несмотря на то, что телевещание уходит корнями глубоко в советское прошлое, телевидение являлось скорее средством контроля общественного мнения, чем бизнесом. Три из крупнейших российских компаний - газовая монополия "Газпром", крупнейшая нефтяная компания "Лукойл" и электрическая сеть "ЕЭС России" - имеют пакеты акций в этих станциях ради подкрепления собственного имиджа, но не ради прибыли.
Однако начинает появляться новый пласт местных станций. В целом по всей России, растянувшейся на 11 часовых поясов, появилось около 600 таких станций. Большинство из них находятся в частных руках. Некоторые дают в эфир мнения, отличные от тех, которые выражают находящиеся под контролем государства национальные каналы. Это особенно важно в регионах, где у власти находятся крепкие губернаторы, например, в Красноярске в Сибири и в Свердловске на Урале. "В ряде регионов местные станции играют исключительно важную роль, а число их зрителей куда больше, чем у национальных сетей", - сказал Владимир Познер, российский тележурналист, который является председателем Телевизионной академии.
В результате снятия с эфира компании ТВ-6 сильно пострадали бюджеты большинства ее региональных партнеров, которые вещают примерно на 80 млн. телезрителей, то есть на большую половину населения России. Ставшая известной благодаря своему попугаю сургутская станция является исключением, она получает от рекламы всего 10% своей прибыли, а остальное дает ей мэр богатого города нефтяников Сургута в обмен на благоприятное для него освещение событий. Другие станции заявляют, что оказались в трудном положении. "Никто не знает, что делать, - сказал генеральный директор одной из трех крупнейших независимых региональных станций Афоново ТВ в Красноярске Александр Карпов. - Никто не подготовил дополнительных вещательных программ". Г-н Карпов сообщил, что его станция потеряет из доходов от рекламы около 15000 долл. США за месяц вещания. Возможно, какому-нибудь западному вещателю это покажется незначительной суммой, но для станции г-на Карпова это может означать банкротство и, в конечном итоге, переход под контроль местного политика или чиновника.
Местные станции бесполезно растрачивают время. Чем дольше они ждут, тем больше теряют денег. В четверг правительство объявило, что продаст частоту ТВ-6 на аукционе 27 марта. Хотя большинство не хочет заключать новое соглашение о партнерстве, не всем доступна роскошь выбора. Как известно, пришедшая на канал ТВ-6 весной прошлого года команда журналистов сумела повысить рейтинги этой сети и поднять доходы от рекламы местных станций. "Вчера нам пришлось сделать 10 новостных программ, чтобы заполнить пустое место, - сказал генеральный директор станции ASV Television в уральском городе Екатеринбург Павел Телешевский. - Мы пытаемся выстоять".
Если иметь в виду не только бизнес, местные станции говорят, что потеряли взгляд на мир, который они ценили. Находящиеся под контролем государства национальные вещатели все дают единую партийную точку зрения, тогда как другие частные телевизионные сети вроде STS и TV-Center предлагают только развлекательные программы - и никаких новостей.
Г-н Карпов сравнил ситуацию со старой шуткой относительно монотонности телевизионного вещания при бывшем советском руководителе Леониде Брежневе. Согласно этой шутке, советский гражданин включает 1-й канал, чтобы посмотреть вечерние новости, и обнаруживает, что на нем показывают что-то бормочущего г-на Брежнева. Он переключается на 2-й, а затем и на 3-й канал и к своему отчаянию выясняет, что там картинка все та же. Когда он переключается на последний доступный ему канал, то видит на экране генерала Комитета государственной безопасности (КГБ), который, грозя ему пальцем, предупреждает: "Я тебе покажу, как переключать каналы!"