Игорь Иванов - министр иностранных дел России
2001 год был для России, США и всего мирового сообщества переломным годом. Еще недавно все задавались вопросом, что ожидает человечество в XXI веке. Многие при этом высказывали сомнения, сохранят ли российско-американские отношения такую же ключевую роль в мировой политике, какую они играли на протяжении большей части XX века.
11 сентября 2001 года все эти вопросы предстали в совершенно ином свете. Варварские акты террористов в Нью-Йорке и Вашингтоне коснулись не только американцев, но и каждого из нас, став поистине трагедией мирового масштаба. Не случайно Президент России В.В.Путин сравнил их с преступлениями нацизма времен второй мировой войны.
Полвека назад наши страны, несмотря на огромные политические различия, объединили свои усилия в борьбе с нацизмом и одержали победу. А сегодня, когда Россию и США объединяют общие демократические ценности, тем более очевидно, что борьба с терроризмом требует сплочения наших стран и всего мирового сообщества. К тому же разгром талибов - только начало трудного и, судя по всему, долгого пути.
После второй мировой войны страны-победительницы задумались о том, чтобы создать такие механизмы международного сотрудничества, которые искоренили бы возможность повторения подобной трагедии. Так родилась Организация Объединенных Наций, которая и поныне служит универсальным механизмам обеспечения международного мира и безопасности.
Сегодня перед нами стоит по существу та же проблема. События 11 сентября продемонстрировали крайнюю уязвимость современных государств перед лицом новых угроз и вызовов. Для противодействия им мировое сообщество по существу не располагает надежными механизмами. Между тем в условиях глобализации нет другого пути решения международных проблем, кроме как на основе широкого сотрудничества и солидарности между государствами. Без этого трудно рассчитывать на эффективное предотвращение новых террористических актов, а также попадания в руки террористов оружия массового уничтожения.
Вот почему, по мнению России, одной из самых актуальных задач является укрепление всемирной антитеррористической коалиции. Только на ее основе можно создать в мире атмосферу тотального неприятия действий террористов и лишить их последних прибежищ. Нынешняя беспрецедентная солидарность мирового сообщества в борьбе с терроризмом дает уникальный шанс приступить к строительству новой системы международной безопасности, адекватной угрозам и вызовам XXI века. В создании такой системы сотрудничество России и США способно сыграть решающую роль.
Здравый смысл подсказывает, что работу в этом направлении лучше всего вести под эгидой ООН, а также на базе укрепления международного права. Тем более, что Совет Безопасности ООН и Генассамблея уже показали свою эффективность, приняв решения, в которых содержится правовая база для долгосрочной борьбы с терроризмом на широкой коллективной основе.
Существенный вклад в эту борьбу также призваны внести региональные организации и структуры. Показательным примером являются усилия по приданию нового качества отношениям между Россией и НАТО. Как известно, Россия не ставит вопрос о своем вступлении в Североатлантический альянс. Вместе с тем мы готовы сотрудничать с ним в тех областях, где это отвечает интересам России и государств-членов НАТО. Опыт последнего десятилетия говорит о том, что такое сотрудничество может быть эффективным только если оно носит равноправный характер. Отсюда - идея создания механизма взаимодействия в рамках "двадцатки", который предусматривал бы совместную выработку и реализацию решений по вопросам борьбы с терроризмом и противодействия другим современным вызовам.
Наконец, важная роль в новой системе международной безопасности должна принадлежать двусторонним отношениям, особенно между такими государствами, как Россия и США. В мире широко признается, что российско-американские отношения были и остаются одним из главных факторов, определяющих положение дел в мировой политике, особенно в вопросах безопасности.
Минувший год прошел под знаком сближения наших двух государств, которое резко ускорилось после 11 сентября. В его основе лежит общность национальных интересов России и США в деле нахождения совместных ответов на новые угрозы и вызовы.
Одним из ключевых элементов российско-американского взаимодействия в современную эпоху является поддержание стратегической стабильности. На протяжении последних десятилетий она базировалась на ряде российско-американских договоренностей в области разоружения и контроля над вооружениями. И сегодня мы должны сделать весьма ответственный выбор: будут ли Москва и Вашингтон сообща искать пути укрепления безопасности или же каждый пойдет своим путем, может быть, в ущерб безопасности другому.
В этом смысле итоги минувшего года неоднозначны. С одной стороны, США приняли решение - с нашей точки зрения ошибочное - о выходе из Договора по ПРО 1972 года. Вместе с тем наши страны начали диалог о возможном новом соглашении о глубоких сокращениях стратегических наступательных вооружений. В ходе этих переговоров предстоит также создать новые рамки стратегических отношений между нашими странами, исходя из того, что они больше не являются противниками. Россия готова работать совместно с США для выработки далеко идущих договоренностей в сфере разоружения, основанных на принципах взаимного доверия, предсказуемости и транспарентности. Это было бы важнейшим позитивным сигналом для всего мирового сообщества.
От характера российско-американских отношений и от подходов наших стран зависит решение и многих других актуальных проблем современности, в частности таких, как урегулирование ближневосточного и других региональных конфликтов.
Символично, что именно Афганистан, который десятилетие был камнем преткновения в отношениях Москвы и Вашингтона, в новых условиях стал примером тесного взаимодействия наших стран в борьбе с международным терроризмом. Многое еще предстоит сделать совместно в рамках политико-дипломатических усилий под эгидой ООН по оказанию гуманитарной и экономической помощи Афганистану. Мы надеемся, что именно из таких примеров сложится практика международного сотрудничества, на котором будет базироваться новый миропорядок.
Немалые перспективы открываются и в двусторонних отношениях между Россией и США, в том числе в экономической области.
В целом есть основания надеяться на то, что в наступившем году российско-американское взаимопонимание будет и дальше углубляться на основе важнейших договоренностей, достигнутых на встрече Президентов В.В.Путина и Дж.Буша в Вашингтоне и в Кроуфорде (штат Техас) осенью 2001 года. Многие из этих договоренностей предстоит наполнить конкретным содержанием. Такое развитие событий, несомненно, послужит интересам не только США и России, но и делу укрепления международной безопасности в целом.