Оливье Бланшар (Olivier Blanchard), профессор Массачусетского технологического института (Massachussets Institute of Technology)
Существует два способа разбогатеть. Много производить, или много красть. С начала переходного периода и до конца 1990-х годов, применение второго способа было гораздо более эффективным в России, и более употребительным. Программа приватизации, и ее авторы этого не скрывали - была программой законного воровства, - передача активов советской Империи сильным мира сего. Но (и этого реформаторы не учли), приватизация стала только прелюдией к последовавшему грабежу. Когда у тебя есть предприятие, зачем платить налоги? Зачем платить по долгам? К чему выполнять обещания по договорам с инвесторами, столь безумными, чтобы вкладывать деньги? Непрозрачность коммерческих операций, извлечения из выплат, организованное воровство - осуществлялись с большим искусством в 90-е годы.
В таких условиях, в чьих интересах была реформа государственных институтов? Не в интересах предприятий. Какой смысл реформировать налоговую систему, если никто не платит налоги? Власть на местах отнюдь не была в этом заинтересована. Губернаторы, заложники и соучастники одновременно, - были на службе у местных предприятий, помогали им наживаться за счет рабочих, кредиторов и центральной власти. Не заинтересована была и центральная власть, поскольку Ельцин играл роль главного олигарха.
К счастью, всему приходит конец. В конце 90-х годов уже нельзя было украсть по-крупному. Ничего не осталось. Все ресурсы оказались в руках олигархов. Казна была пуста. Осталось лишь одно средство для того, чтобы разбогатеть еще больше: производить, продавать и извлекать выгоду.
Но для этого необходимо правовое государство. Должна быть уверенность, что доходы не будут экспроприированы, что должники будут платить. Нужно привлекать инвесторов, убеждая их, что их деньги в безопасности. Государству нужно достаточно средств для улучшения инфраструктуры. Приоритеты изменились. Путин оказался сильным человеком (слишком сильным) и, одновременно, выступил в роли катализатора.
В России заметны изменения. Центральная власть стала прочнее, несмотря на то, что до окончания битвы президента с губернаторами еще далеко. Налоговая система стала больше соответствовать мировым стандартам, новый подоходный налог существенно уменьшился, так что, можно надеяться, что по нему будут платить. Вот уже три года наблюдается экономический рост. Конечно, девальвация рубля после кризиса 1998 года, повышение цен на нефть сыграли огромную роль. И России еще далеко до того, чтобы стать правовым государством. Никто не может обещать, что рост сохранится. Но изменения довольно глубоки, и есть причины надеяться на лучшее.