Вашингтон, 27 января 2002 года. Официальные представители министерства обороны США заявили, что в рамках возросших усилий по укреплению внутренней безопасности страны Пентагон (министерство обороны США - прим. пер.) решил просить Белый дом (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.) одобрить создание нового военного командования во главе с четырехзвездным генералом (в вооруженных силах США "четырехзвездный генерал" примерно соответствует российскому воинскому званию "генерал полковник" - прим. пер.) для координации деятельности федеральных войск по обороне Североамериканского континента. Этот шаг был подсказан новыми требованиями в отношении обеспечения внутренней безопасности страны, предъявляемыми к американским военным после нападений террористов 11 сентября и объявления администрацией Буша-младшего (George WE. Bush) войны терроризму.
В Пентагоне существуют главные командования в регионах, отвечающие за Европу, зону Тихого океана, Латинскую Америку, а также за Ближний Восток и Южную Азию, но не существует такого главного командования, которое отвечало бы за Соединенные Штаты Америки и Канаду. Предложенное изменение позволит одному четырехзвездному генералу иметь всю полноту власти в таких вопросах использования войск на своей территории, как патрулирование реактивных самолетов ВВС над американскими городами, проверки побережья кораблями ВМС и осуществление полицейских функций в аэропортах и на пограничных контрольно-пропускных пунктах национальными гвардейцами армии США.
До событий 11 сентября высшие военные руководители противились идее внутреннего главного командования, что было отражением традиционного отвращения к - и законодательных ограничений на - использование федеральных вооруженных сил для насаждения законности и правопорядка внутри страны. Существовала также оппозиция и вне Пентагона, в рядах и правых, и левых политических сил, где как сторонники гражданских свобод, так и воинствующие группировки правого крыла предупреждали от посягательства военных на области, традиционно считающиеся зоной ответственности гражданских органов управления на чрезвычайный период, правоохранительных сил и органов здравоохранения.
Но в последние месяцы, когда воздушные, морские и сухопутные военные патрули, которых послал Пентагон, оказались подчиненными нескольким четырехзвездным командирам, высшее командование министерства обороны США было вынуждено признать необходимость совершенствования структуры управления войсками. Прежняя оппозиция со стороны таких организаций, как, например, Американский союз гражданских свобод (American Civil Liberties Union), также утихла, хотя все еще сохраняется озабоченность в связи с возможностью "медленно разрастания задач" и риска, что любые развернутые вокруг страны военные силы могут, в конечном итоге, угрожать правам личности.
Поначалу командующие видов вооруженных сил согласились возложить задачу внутренней обороны на одно из двух уже существующих командований со штабами в Соединенных Штатах: либо на Командование противовоздушной обороны Североамериканского континента (North American Aerospace Defense Command, сокращенно NORAD) в штате Колорадо, которое отвечает за охрану американского неба, либо на Общевойсковое командование (Joint Forces Command) в штате Виргиния, которое несет ответственность за оборону подходов к Северной Америке с моря и за оборону сухопутной территории континентальной части Соединенных Штатов. Считалось, что образование нового самостоятельного командования повлечет за собой ненужную бюрократию и расходы.
Однако, по сообщениям четырех осведомленных о данном плане официальных лиц, которые работают в различных управлениях Пентагона, министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald H. Rumsfeld) остановился на создании нового главного командования вместо того, чтобы перегружать дополнительными задачами какое-то из существующих главных командований. В данное время генерал, стоящий во главе NORAD, руководит также Космическим командованием США (U.S. Space Command), в задачу которого входит управление национальными военными спутниками и компьютерными сетями. Адмирал, стоящий во главе Общевойскового командования, отвечает также за разработку новых способов боевого взаимодействия различных видов вооруженных сил и родов войск и, кроме того, является командующим Объединенными вооруженными силами (ОВС) Организации Североатлантического договора (НАТО) в Северной Атлантике.
Как заявил вчера один высокопоставленный офицер, все главнокомандующие и все главные командования видели этот план и согласились с ним, хотя о нем пока не доложено президенту. "Все начали подготовку к осуществлению этого плана", - сообщил этот офицер. Представители министерства обороны США сообщили также, что географическая зона ответственности нового главного командования скорее всего будет простираться за пределы государственной границы континентальной части США и включать остальную часть Североамериканского континента. В числе прочих преимуществ, благодаря этому будет облегчена передача от командования NORAD, которое оперативно взаимодействует с Канадой, новому главному командованию задач по охране воздушного пространства Североамериканского континента. "Это будет не просто командование обороны территории страны, - сказал один официальный представитель. - Это будет командование, масштабы ответственности которого выходят за рамки чисто территориальной обороны".
Однако многие детали новой командной структуры еще предстоит выработать, включая и то, где будет располагаться его штаб, как оно будет именоваться, кто его возглавит и какие именно конкретные функции он возьмет на себя у существующих главных командований. "Все еще есть надежда, что в результате образования нового главного командования совокупная численность штабного персонала во всех командованиях не возрастет", - сказал один высокопоставленный офицер. Другой офицер добавил: "Потребуется какое-то время, чтобы уточнить, как будут передаваться новому главному командованию некоторые задачи существующих командований. Когда появится решение об образовании нового главного командования и будут согласованы эти детали, тогда мы изложим свои соображения относительно действий на ближайшие несколько месяцев".
Ответственность за координацию федеральной деятельности по обороне территории страны возложена на Тома Риджа (Tom Ridge), который является начальником созданного после событий 11 сентября в Белом доме
Управления внутренней безопасности (Office of Homeland Security). Будущее главное командование Пентагона несомненно будет взаимодействовать с ведомством г-на Риджа, но формально оно будет находиться в другой цепочке управления, от президента через министра обороны к тем федеральным войскам, которые будут задействованы в обороне территории.
Исторически, в Пентагоне планирование на случай ликвидации последствий террористических нападений осуществлялось с расчетом на то, что главную роль будут играть местные и региональные организации, включая полицию, пожарных, медиков и группы обезвреживания опасных материалов. Только в крайних случаях в помощь им должны были привлекаться федеральные войска. Даже после того, как в результате террористических нападений на Всемирный торговый центр (ВТЦ) и Пентагон на федеральные войска были возложены более масштабные внутренние задачи, высшее командование министерства обороны США предпочло бы избежать постоянного присутствия федеральных войск в аэропортах и в других точках.
Власти в Пентагоне согласны с тем, что агентства штатов и местные органы должны нести преобладающую часть ответственности за внутреннюю безопасность, тогда как федеральные войска должны фокусироваться на "горячих точках" за рубежом. "Все дело во временных накладках, - сказал в интервью на прошлой неделе министр армии США Томас Уайт (Thomas E. White). - Никто не снял с нас обязанностей в Косово, в Боснии на Синае, в Корее. Армия развернута в 100 разных странах, в поддержку наших главнокомандующих в регионах. Нам трудно справляться даже с теми задачами, для решения которых мы в принципе и созданы. Поэтому мы не будем добровольно вызываться на какие-то новые задачи".
Вышеупомянутые офицеры надеются в ближайшие 60-90 дней начать выводить национальных гвардейцев, которые обеспечивают безопасность в национальных аэропортах, передав эти обязанности новой Администрации по обеспечению безопасности на транспорте (Transportation Security Administration). Примерно 6000 военнослужащих сегодня размещены на более чем 400 аэропортах по всей стране, чтобы не допускать туда террористов и успокаивать публику в отношении безопасности воздушного путешествия. Официальные представители министерства обороны изучают также вопрос о том, не следует ли теперь, когда аэропорты и коммерческие авиакомпании усилили меры безопасности, сократить число полетов на боевое патрулирование над Вашингтоном, Нью-Йорком и более чем двумя дюжинами других городов.
Законодательные препятствия для направления военнослужащих вооруженных сил США на улицы американских городов, введенные законом от 1878 года (Posse Comitatus Act), существуют вот уже в течение более чем столетия. Этот закон был вызван к жизни использованием федеральных войск президентом Улиссом Грантом (Ulysses S. Grant) для контроля за проведением выборов в бывших штатах конфедератов. Закон запрещает военному персоналу проводить обыски и аресты людей в Соединенных Штатах. Существуют кое-какие исключения, разрешающие военнослужащим подавлять мятежи или внутренние волнения или оказывать помощь в предотвращении и расследовании преступлений, связанных ядерным, биологическим или химическим оружием.
После 11 сентября ряд известных законодателей - включая сенатора Джона Уорнера (John W. Warner), республиканца от штата Виргиния, влиятельного члена меньшинства в комиссии по делам вооруженных сил, и сенатора Макса Клеланда (Max Cleland), демократа от штата Джорджия, другого члена этой комиссии - призвали пересмотреть этот закон. Но мнения конгресса по данному вопросу разделились, а высшие представители Пентагона не проявляют интереса к каким-либо фундаментальным переменам в законодательстве по данному вопросу.
Предложение о создании главного командования обороны территории страны, как говорят официальные лица, является частью более широкой серии географических и прочих корректировок, предлагаемых для ряда региональных командований в рамках того, что Пентагон именует Планом унификации командований. "Это не является концом чего-то, - отмечает один высокопоставленный офицер, - Это фактически является началом процесса изучения того, как может быть усовершенствовано управление войсками через систему главных командований".