Премьер-министр среднеазиатской республики Казахстан Казымшомарт Токаев объявил вчера о своей отставке. Уже спустя несколько часов, президент Нурсултан Назарбаев поставил пардаменту задачу подобрать новую кандидатуру на пост председателя правительства. Депутаты единогласно утвердили на эту должность бывшего до этого момента вице-премьером 45-летнего Имангали Тасмагамбетова. Однако, как показал вчерашний день, править в степной империи, которая насчитывает 16 миллионов жителей, и территория которой в пять раз больше, чем территория Франции, дело не совсем легкое. Дело в том, что отставка Токаева - это лишь один из кульминационных моментов в ряду событий, которые в последние три месяца стали свидетельством неожиданных трещин, появившихся в системе Назарбаева. То, что за кулисами казахской автократии все бурлит, стало ясно в ноябре в связи с неожиданной отставкой заместителя главы спецслужбы Рахата Алиева (Rachat Alijew). Алиев является зятем Назарбаева и одним из многочисленных представителей президентского клана, которые занимают стратегические позиции в политике и экономике.
Большой шок в связи с образованием партии
Если верить его противникам, то Алиев в своей коррумпированности превзошел все имевшиеся представления. Он обогащался, прибегая к обычным методам оказания давления на предпринимателей. При этом он опирался не только на аппарат спецслужбы, но и на империю средств массовой информации, которую он создал вместе со своей женой Даригой и, очевидно, продолжает контролировать сегодня. Алиев после своей вынужденной отставки получал новые руководящие посты: сначала в личной охране президента, позднее он возглавил Национальный олимпийский комитет. Но даже если последняя должность удовлетворяет всякому честолюбию и обещает немало преимуществ, создается впечатление, что из эпицентра государственной власти потеснили важную политическую фигуру.
Воодушевленная фактом снятия с должности Алиева группа членов правительства и предпринимателей, ориентированных на реформы объявила сразу после этого об образовании новой партии - Демократического выбора Казахстана (ДВК). То, что в условиях западной демократии считается обычным делом, тут же вызвало в Казахстане настоящий шок. Новая группировка потребовала демократических реформ, в том числе независимых от правительства избирательных комиссий, всеобщих выборов руководителей провинций и восстановления Конституционного суда. Она, тем самым, пошатнула властные позиции Назарбаева, хотя и заверяла его в своей лояльности. К ДВК присоединились один из вице-премьеров, другие члены правительства, далее глава с преимущественно русским населением провинции Павлодар и два влиятельных банкира. Для премьер-министра Токаева это стало 20 ноября поводом для драматического выступления, в ходе которого он потребовал снятия с должностей "интриганов" и пригрозил своей отставкой. Он обвинил новую организацию в стремлении к перераспределению собственности под прикрытием фразеологии о демократии. Он предостерег от хаоса и сопроводил свою мрачную оценку замечанием, что международные террористы планировали недавно совершение двух террористических актов в отношении главы государства.
В те ноябрьские дни президент Назарбаев отнесся к главе своего правительства иначе, чем сегодня. Он "вычистил" правительство от всех "мятежников". Был снят с должности глава провинции Павлодар Шакиянов, в отношении него было открыто уголовное дело, в то время как его заместитель оказался в тюрьме. Депутаты парламента, вошедшие в ДВК, были лишены своих мандатов. Однако сама партия была оставлена в покое. Несколько дней назад она смогла провести в Алма-Ате разрешенный митинг. Просвещенный автократ Назарбаев, очевидно, боится уничтожать новое движение в зародыше, даже если оно ставит под сомнение заботливо культивируемый образ отца нации Назарбаева, контролирующего все и вся. В отличие от соседних среднеазиатских диктатур Узбекистана и Туркменистана, где новые оппозиционные движения тут же подавляются, в Казахстане веют либеральные ветра. Одно тот факт, что с ДВК сотрудничает, например, глава влиятельнейшего "Казкоммерцбанка", говорит кое-что о недовольстве среди предпринимательской элиты закоснелостью властных структур.
Коррупция и кумовство
Назарбаев, будучи главой компартии, возглавлял республику еще в советские времена. В 1991 году был избран президентом, при этом других кандидатур не было. В 1995 году по результатам референдума он продлил свои полномочия на пять лет. В начале 1999 года во время очередного избирательного фарса он обеспечил себе очередные семь лет на посту президента. Во время своего долголетнего правления ему удалось находить баланс в отношениях с Россией и Китаем, а также с Западом и несмотря на жесткие рыночные реформы в экономике завоевал среди населения заметную популярность. К отрицательным сторонам его системы являются коррупция и кумовство. Два года назад Швейцария блокировала банковские счета на сумму в 100 миллионов долларов США. Там подозревали, что речь в данном случае идет о взятках американских нефтяных компаний для казахской руководящей клики. В ноябре прошлого года руководитель одного из южно-корейских концернов заявлял перед судом в Сеуле, что передал Назарбаеву десять миллионов долларов, чтобы обеспечить свой бизнес в Казахстане.
Что заставило Токаева уйти в отставку, пока неизвестно. Однако можно с уверенностью говорить, что в ныне господствующей системе мало что изменится. Тасмагамбетов является давним соратником Назарбаева.