Впервые после падения СССР Кремлю удалось вернуть себе монополию на телевещание. Постановление о ликвидации и скорость ее осуществления в деле ТВ-6, последнего независимого телевизионного канала, собственности (на 75%) бывшего "творца королей" президентского окружения, бизнесмена в изгнании Бориса Березовского, позволили удалить с российского телеэкрана единственный несогласный голос и нанести последний удар по главному достижению эпохи Ельцина: свободе слова.
"Речь идет об огромном шаге назад в сторону господства единомыслия", - бьет тревогу Григорий Явлинский, глава либеральной оппозиции в Думе.
Канцелярии западных стран взволнованы. Американский госдепартамент заявил "о политическом" давлении, осуществляемом с помощью судебной власти", Кэ Д"Орсэ выражает свою "озабоченность".
По иронии судьбы, вещание ТВ-6 той ночью на прошлой неделе было прервано в атмосфере достойной "лучших" деяний советской цензуры, обнажив черноту экрана (в провинции), а в Москве - трансляцию спортивных программ или - повторение попытки путча консерваторов 1991 года - "Лебединого озера" Чайковского в Санкт-Петербурге. В столице, недалеко от красной площади, участники местной "Loft story" ("За стеклом"), одной из эмблем ТВ-6, не проинформированные об остановке вещания канала, продолжали заниматься любовью, стоять под душем и стряпать в своей стеклянной банке, на глазах у тысяч зевак - более многочисленных, как говорят, чем очередь к мавзолею Ленина когда-то.
Официально, канал ТВ-6, чье вещание было неожиданно прервано в ночь с 21 на 22 января, прекратил свое существование в связи "с трудностями в финансовом управлении" в терминах, которые использовал Арбитражный суд на прошлой неделе. Однако, дело является продолжением сведения счетов между Владимиром Путиным и олигархом Борисом Березовским. Последний, впав в немилость, после того как стал главным творцом молниеносного восхождения нынешнего российского президента, пытается выступить сегодня в роли его главного оппонента и защитника попранных свобод. Однако не он ли, будучи в зените своей славы, в 1996 году поставил свои средства и канал ОРТ на службу Борису Ельцину, ослабевшему и непопулярному президенту, чтобы обеспечить его переизбрание?
Потоки грязи.
На самом деле, нынешние горести медиа-империй (не только Березовского, но также и Владимира Гусинского, чей канал НТВ был уничтожен в подобных обстоятельствах весной 2001 года) иллюстрируют слабость системы, установившейся в царствование Бориса Ельцина, когда персоны, избранные благодаря их преданности главе государства сосредоточили в своих руках телеканалы, на фоне узаконенного грабежа страны, мафиозного порядка и сомнительных финансовых операций. Мало беспокоясь о свободе слова, российские олигархи использовали СМИ в своих интересах, обливая друг друга грязью, выводя свои политические или финансовые распри на всеобщее обозрение.
В этом контексте неудивительно, что беды ТВ-6 не вызывают большого сочувствия у населения. Несмотря на свои 80 миллионов телезрителей в самое удобное время (программы ТВ-6 транслировались 156 региональными телеканалами), профессионализм журналистов и растущую популярность программы "За стеклом", канал ТВ-6 считался в первую очередь, инструментом Бориса Березовского, в своего время прозванного "Карманом" (Бориса Ельцина, откуда, как считается, он черпал средства). Согласно опросу, проведенному в январе институтом Ромир, 26% опрошенных считают, что закрытие ТВ-6 - результат "делового спора", 19% считают его демонстрацией "войны между Кремлем и олигархами", и только 3% видят в этом "ограничение свободы слова".
Очень важные персоны.
Однако последствия взятия СМИ под контроль и ограничения свободы слова - ощутимы: журналист-эколог Григорий Пасько был приговорен к четырем годам заключения за распространение информации о выбросе ядерных отходов в Японском море; журналистка и писательница Анна Политковская подвергается полицейскому преследованию и дала подписку о невыезде, после того как появились 7 ее статей о Чечне; печальная судьба многих региональных журналистов, которые отказываются подчиниться местным баронам; наконец, многочисленные ограничения для занятия этой профессии, введенные Владимиром Путиным, или разрешения на работу, выдаваемые ФСБ (бывшее КГБ) в некоторых регионах, или инструкция многим чиновникам об ограничении контактов с прессой.
Но есть еще более тревожный симптом. В то время как контроль за СМИ благоприятствует возвращению автоцензуры, которая еще свежа в памяти, российские масс-медиа в своем огромном большинстве выработали некоторое время назад новый жанр "рекламного ролика" (заказуха), широко практикуемый на всем пространстве Российской Федерации. Губернатор или мэр желает избавиться от политического противника накануне выборов? Бизнесмен хочет уронить репутацию своего оппонента или объявить об открытии нового магазина или ресторана? Достаточно этим "vip персонам" (важным лицам), как их называют на современном жаргоне, обратиться в информационное агентство, которое, за определенную плату, находит материалы (компрометирующие или нет) и публикует заказную статью - за вознаграждение главному редактору и журналисту, который пишет статью - в газете на их выбор. Свобода слова и информации находятся в "полной безопасности" в новой России.