Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Двойная жизнь талибов

Воины Аллаха запрещали фотографии, но сами снимались на портреты без малейшей застенчивости

Двойная жизнь талибов picture
Двойная жизнь талибов picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Талибы все измеряли двойной меркой. Они смотрели конфискованные фильмы и фотографировались, в то время как остальное население подвергалось жесточайшим карам, если слушало музыку, распевало песни или красило ногти

В Кабуле фотографироваться было запрещено, но только не для талибов. В самые суровые дни правления их режима студия Абдуллы Маздака продолжала работать в непосредственной близости к президентскому дворцу. Власть закрывала на это глаза, а ее представители позировали ему для увековечения собственных персон, облачившись в экстравагантные одеяния, по одному или группами. Magazine получил эксклюзивный доступ к работам этого фотографа, который, кроме всего прочего, занимался еще и омолаживанием своих клиентов: разглаживал им морщины и подводил глаза, чтобы сделать их более привлекательными.

"Никто не может устоять перед силой изображения, даже талибы". Абдулла Маздак (Abdullah Mazdak) знает о чем говорит. Его талант фотографа позволил ему выжить в Кабуле с того самого момента, когда талибы заняли этот город в 1996 году и до дня, когда американские солдаты вошли в город. Те самые, что погребли музыку, спрятали удивительной красоты лица женщин и искусство живописи, дрались за право позировать перед его камерой, переступая через все запреты.

Когда войска вооруженных сил США вошли в ноябре прошлого года в город, они нашли действующее ателье, ни много ни мало, вблизи президентского дворца. "Они устанавливали правила, - говорит фотограф о талибах, - они же сами их и нарушали. Они запрещали нам смотреть телевизоры и отбирали все видеокассеты с фильмами. А потом смотрели их у себя дома. То же самое происходило и в отношении секса: было запрещено все, но теперь стало известно, что многие из них во время войны насиловали женщин".

Ателье Маздака совсем маленькое: небольшой прилавок и заднее помещение, где находится его старая камера советского производства, маленькая каморка для проявки негативов и два светильника, чтобы освещать помещение для съемок, но он как настоящий профессионал справлялся с трудностями, чтобы сделать явью сны своих клиентов. От небольших лесочков до загородных домов - у него были самые различные декорации, выступавших фоном на постановочных портретах или групповых фотографиях.

"Им нравилось позировать, - поясняет фотограф, - им нужны были фотографии, чтобы отсылать их своим семьям и женам, которые зачастую жили далеко, в Пакистане или на пуштунских территориях, иногда они просили увеличить снимки, чтобы украсить ими свой дом". Абдулла был для них абсолютно незаменим, когда на портрете надо было выглядеть моложе: "У меня хорошо получатся маскировать морщины и подкрашивать", - признается он, громко смеясь. Благодаря его искусству, командиры боевиков попадали в руки к своим родственникам и друзьям в виде изображений молодых людей в возрасте 20-30 лет, благодаря своим талантам он заслужил прозвище доктор Абдулла и разрешение работать в ателье даже в самые суровые времена. "Подразумевалось, что я могу делать только фотографии на паспорта, но у меня было несколько клиентов с более изысканными запросами. Иногда они приходили в ателье, чтобы позировать, а иногда лишь приносили на проявку отснятые пленки. Когда они были вынуждены поспешно бежать, многие из них забыли забрать свои заказы".

Но и его мастерская не всегда оставалась нетронутой. Дважды на нее совершали набег молодые боевики, недовольные новым порядком, но и в том и в другом случае Абдулла показал им фотографии одного из своих лучших клиентов - командира Нур Гаала (Nour Gaal), местонахождение которого в настоящий момент неизвестно - и добился, чтобы его оставили в покое. "Гаала, - говорит фотограф, - это приводило в восторг. Он просил, чтобы я сделал его портреты и переодевался в самых различных персонажей. Он позировал и как философ, и как джентльмен, и как попрошайка".

- Вы стали друзьями?

- О, нет! Он был очень высокомерный. Однажды, например, он попросил счет, а когда я собрался сказать ему, сколько он мне должен, влепил мне сильную затрещину: это была его манера ясно дать понять, как расплачиваются начальники талибов.

Даже через два месяца, что прошли от входа в Кабул войск Альянса, фотограф продолжает чувствовать себя неуверенно: для этого репортажа он выбрал псевдоним, и, хотя и состриг бороду, но все же оставил сантиметров пять "на всякий случай". Как и многих других в городе, ни звуки вновь заработавшего радио, ни программы телевидения, ни показы фильмов или театральных постановок не могут убедить его в том, что все осталось позади, и Афганистан вновь становиться нормальной страной. За свои сорок пять лет он видел слишком много перемен.

Абдулла во время советской оккупации находился в эмиграции в Пакистане, там он и научился большей части того, что умеет. Он вернулся, чтобы устроить большое дело, что подразумевало работу на русских, но им на смену пришли моджахеды, а после них и талибы. Загородные дома, которые изображены на его декорациях (деревянные домики могли бы сойти за шведские или американские) - это жилища, построенные советскими строителями, которые затем занимали руководители сменявших друг друга режимов. "Политика меняется, - поясняет он, - но богатые и обласканные властью есть всегда, и всем нравиться фотографироваться на фоне таких домов".

После последних перемен в Кабуле фотографии доктора Абдуллы остаются одними из немногих свидетельств правления талибов, особенно их частной жизни. На них никогда не появляются женщины, а лишь мальчики, подростки и мужчины всех возрастов.

Снимавшиеся на портреты часто прикладывают правую руку к груди - жест уважения, которым они будто бы хотят сгладить кощунство открытого нарушения заветов талибов. Иногда, на групповых портретах некоторые из фотографировавшихся опускали взгляд, чтобы не смотреть в объектив. Поведение, говорящее о том, что они более религиозны, нежели остальные, и напоминающее о том страхе, который в большинстве своем испытывают жители арабских и африканских стран перед камерой, наделяя ее способностью воровать человеческие души. Есть молодые люди, подводящие глаза хной, веществом растительного происхождения, известным не только своими красящими способностями, но и как средство защиты от глазных инфекций и для укрепления организма - деталь, безусловно, говорящая о мужском кокетстве. Другие держат в руках цветы (как только что срезанные букеты, так и горшки с геранью), такое изображение отвечает восточной традиции, согласно которой цветы являются олицетворением наслаждения, любви и рая. Кто-то гордо позирует в обнимку со своим автоматом Калашникова, но есть даже и такие, что с нежностью обнимаются и смотрят друг на друга. В некоторых случаях это объясняется тем, что во многих арабских и азиатских странах принято прогуливаться за руку с другом мужчиной или открыто целовать его; а в других тем, что речь идет о более или менее открытых гомосексуальных отношениях, нередко между влиятельными боевиками и их помощниками-подростками.

В том, что касается постановочных съемок, то самым удивительным кажутся костюмы, в особенности, одежда нищего. Для человека западного может показаться, что это глупая экстравагантность, но для клиентов Абдуллы - это классическое одеяние, намекающее на основополагающее утверждение, что ни один человек не лучше другого, и, конечно же, не лучше попрошайки. Что все человеческие существа равны и одинаково презренны. Своеобразная полуправда режима талибов, учитывая, что только немногие могли позволить себе сделать фотографию.

(Magazine получил доступ к фотографиям Абдуллы Маздака, благодаря Резе (Reza) - директору агентства Webistan, который одним из первых фотографов вошел в Кабул, после освобождения его американскими военными).

Беспощадные с остальными

Талибы все измеряли двойной меркой. Они смотрели конфискованные фильмы и фотографировались, в то время как остальное население подвергалось жесточайшим карам, если слушало музыку, распевало песни или красило ногти. Среди преследуемых оказался 32-летний Саид А., работник Красного Креста, у которого при аресте нашли две Библии, за что он был обвинен в распространении христианства. Его приговорили к сожжению, с этой целью его должны были облить бензином, а затем сбросить с самого высокого здания в Кабуле - министерства связи. "Меня заперли в камере находившейся под землей, - вспоминает Саид, - она была совсем темная, в ней я даже не мог растянуться на полу. Затем они начали меня пытать". Сначала они избили его, а когда он продолжал настаивать на том, что он истинный мусульманин, прибегли к кнуту. "В конце они привязали к пальцам моих ног электрические провода и пустили ток. Меня будто бы подбросило в воздух, а затем ударило о землю. Эту боль я не могу передать". Через неделю его положили на стол, весь перепачканный кровью, и пока палач требовал от него назвать имена христиан, которые, предположительно, ему помогали, другие надзиратели били его по спине и ступням ног. После этого он не смог ходить и мочился кровью. "Я был вынужден ползать на коленках, как маленький ребенок", - говорит Саид. Врач дал ему какие-то таблетки, но охранники из тюрьмы забрали их. Через десять дней талибы возобновили пытки, прикладывая ему электрические провода под напряжением к гениталиям и вырывая волосы. "У меня было полное обезвоживание организма, поэтому плакать я не мог". Его жена продала их дом, чтобы заплатить высокопоставленному правительственному чиновнику, который добился для него гражданского суда. Оказавшегося на свободе Саида немедленно переправили в отделение Красного Креста в Пакистане, где он провел шесть месяцев. Он потерял мгновенную память, и у него большие проблемы со спиной.