Терроризм. Американские войска сражаются на стороне армии Филиппин в борьбе с исламистской группой Абу Сайаф на юге архипелага. Ждет ли американцев неудача, как в 1993 году в Сомали. Наш репортаж с островов Джоло и Базилан
Рынок Джоло уже не тот, что прежде. Длинные баржи продолжают выбрасывать на рынок свой груз: рыбу, водоросли, моллюсков. Босоногие дети бегут навстречу по мокрому песку. Молодежь, балагуря, перекидываются с проходящим иностранцем обычным "Эй, Джо!". Но дела идут плохо. "Всякое бывает. Люди боятся", - признается Хасан (Hassan), очищая рыбину лапу-лапу на доске для резки. Бояться есть чего. Десять дней назад узенькая улочка превратилась в поле битвы. Двадцать тел так и остались лежать на разделочных столах после столкновения между филиппинскими моряками и местными полицейскими, верными мусульманскому лидеру Нуру Мисуари (Nur Misuari), находящемуся на данный момент в тюрьме Манилы, в ожидании вынесения приговора за организацию мятежа.
Неуклюжий катер с пулеметом патрулирует узкий проход, вызывая раздражение на баржах. Но моряки, в большинстве своем христиане, должны идти за покупками на берег в сопровождении местной бригады, состоящей из мусульман: "У нас здесь хватает эксцессов с применением силы. Если Буш (Bush) хочет уничтожить терроризм, пусть сперва дисциплинирует филиппинскую армию", - вскипает Кокой Тюлави (Cocoi Tulawie) , молодой бизнесмен из Джоло Сити.
Конфликт, в котором столкнулись правительство в Маниле и сторонники Нура Миcуари, исторической фигуры, лидера Фронта национального освобождения Моро (FNLM), мятежного движения сепаратистов, основанного им в 1969 году, показывает всю сложность и зыбкость контекста, в котором американские части участвуют в операции палестинской армии по уничтожению террористической группы Абу Сайаф. Которая действует на островах Джоло и Базилан, расположенных по соседству.
Как никогда, сегодня мусульманский юг Филиппин верен своей традиции пиратов и грабителей. И бойцы моро, - так называют мусульман региона, готовы встретить американцев лицом к лицу. "Моро сражаются уже много веков, и, в отличие от других филиппинцев, никогда не сдаются", - напоминает политический аналитик Нельсон Наварро (Nelson Navarro). Американцы уже испытали на себе боевой пыл моро. Это было сто лет назад, когда с архипелага были изгнаны испанские колонизаторы. Молодежь острова Джоло любит вспоминать, что тогда США применили кольт 45: потребовалось столь мощное оружие, чтобы остановить воинов ислама.
Последней вспышкой этой вековой борьбы против внешнего господства стало начало партизанской войны в ноябре прошлого года, которую ведут несколько сотен бойцов Фронта национального освобождения Моро, после смещения их лидера, Нура Мисуари с поста губернатора. С тех пор в возникающих спорадически перестрелках погибло 200 человек, и имел место эффектный захват заложников на улицах Замбоанги, христианского города на юго-западном окончании острова Минданао.
После ареста Нура Мисуари, который остается весьма популярным в племени таусугов, населяющих архипелаг Сулу (острова Джоло, Базилан и Тави-Тави), - повстанцы присоединились в горах к последнему лидеру движения Абу Сайяф, оставшемуся на острове - однорукому генералу Рабдулану (Rabdoulan). Рабдулан - единственный, кто не притронулся к миллионному выкупу, выплаченному в обмен на освобождение заложников из западных стран, захваченных на малазийском острове Сипадан. Полевой командир Робот (Robot), организатор похищений, похоже, испарился. Говорят, что он купается в золоте на острове Себу. "На его месте я поступил бы также", - шутит полковник Ромео Толентино (Romeo Tolentino), военный комендант острова.
Все это так, но именно "исторический канал" движения Абу Сайаф привлек внимание СМИ. Эта группа, которую американская разведка называет ответвлением Аль-Каиды, удерживает в заложниках на острове Базилан семью американских миссионеров и филиппинскую медсестру. Третий заложник-американец был обезглавлен. Численность "Абу Сайаф базилан", во главе с Абу Сабайей (Abou Sabaya)и Хаддафи Джанджалани (Khaddafi Janjalani) сократилась до сотни человек, и преследуется филиппинской армией в горах на западе острова. Абу Сабайа, 38-летний исламист, получивший образование в Сирии и Ливии, возглавляет группу после убийства ее основателя, харизматического проповедника Абдураджака Джанджалани (Aboujarak Janjalani). Именно эту группу стремится уничтожить Пентагон, посылая туда войска специального назначения и технологическое оборудование (тепловые и звуковые датчики, приборы ночного видения), чтобы поддержать "шоковые" отряды филиппинцев. Однако здесь никто не верит в то, что группа связана с Аль-Каидой.
В Изабелле, главном населенном пункте острова Базилан чувствуется напряжение, редко кто из мусульман, жителей деревни, соглашается отвечать на наши вопросы. Представления об Абу Сайаф ничего общего не имеют с ужасной картиной, изображаемой прессой Манилы. Враг приобретает черты Филиппин, или американских зеленых беретов. "Они не бандиты, а моджахеды. Они сражаются по одной причине: они посланы Богом, чтобы установить исламское правление на юге Филиппин", - говорит одна из жительниц Изабеллы. Что касается американцев, то никто не желает видеть их здесь. "Если они хотят прийти, пусть лучше принесут программы развития, чем ружья", - возмущается горожанин. Базилан - одна из шести беднейших филиппинских провинций: 70% семей живут за порогом бедности и только 60% жителей грамотны.
Кроме вышеназванного, сюда нужно добавить еще самую главную группу в регионе - Исламский фронт освобождения Моро, который в настоящий момент ведет переговоры в Маниле. В этой организации 12000 бойцов, и ее представители опасаются втягивания в конфликт с американо-филиппинским контингентом, что привело бы к началу гражданской войны на всем юге страны. Короче говоря, нельзя обещать, что завтра вы сможете дегустировать лапу-лапу на Тави-Тави.