Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Будущее России зависит от малых и средних предприятий

Мировой банк призывает Россию прекратить произвол бюрократов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В России в экономическом плане стало заметно лучше, однако страна по-прежнему остаётся в большой зависимости от экспорта сырья. Мировой банк в своём последнем исследовании констатирует, что процесс экономического выздоровления удастся в среднесрочной перспективе лишь в том случае, если будут ускорены структурные преобразования, а двигателем роста станут малые и средние предприятия. Для этого стране необходимы дальнейшая дебюрократизация и лучше функционирующий финансовый сектор.

Экономическое выздоровление России стало в последние месяцы поводом появления многочисленных положительных статей. Действительно относительные макроэкономические показатели в своей основе улучшились. Это констатируют также и экономисты Мирового банка в своем последнем докладе о России. Со времени кризиса 1998 года валовой национальный продукт увеличился, по официальным данным, почти на одну пятую, государство, полностью выплачивая свои долги, имеет профицит бюджета, уровень инфляции опустился ниже 20%, уменьшилось число безработных, достигнуто значительное положительное сальдо в торговле. Впрочем, осталась сильная зависимость страны от экспорта сырья, который дает более 70% всех доходов. Несмотря на то, что сегодня ситуация в российской экономике значительно стабильнее, чем три года назад, а также несмотря на то, что за это время начаты важные структурные реформы, пока по-прежнему существует опасность того, считает главный московский экономист Мирового банка Христоф Рюль (Christof Ruehl), что позитивное или негативное развитие экономики в России может в излишней мере зависеть от цикличности колебаний цен на сырье. Сравнивая экономические прогнозы, экономисты Мирового банка приходят, в частности, к выводу, что даже в случае падения цен на нефть в этом году до уровня 13 долларов США за баррель можно рассчитывать на рост в переделах 2%. Однако в среднесрочной перспективе быстрый процесс оздоровления возможен, по мнению специалистов банка, лишь при проведении оперативных структурных преобразований, когда малые и средние предприятия (МСП) возьмут на себя роль локомотива роста.

Произвол органов власти как фактор, внушающий неуверенность

Сказать более точно о значении МСП в России трудно, в том числе, по той причине, что зарегулированность в этой сфере заставляет представителей этого сектора бизнеса особенно часто уходить в теневую экономику. По официальным данным, количество МСП в прошлом году, несмотря на экономический рост и структурные реформы, сократилось с 879 000 до 842 000. Правда, при этом не учитывались частные предприятия без образования юридического лица, которые часто создаются из соображений, связанных с уплатой налогов, когда новое предприятие в действительности так и не появляется. Если приплюсовать и эти структуры, то можно говорить, что в последние три года ежегодно создавалось 200 000 предприятий. Впрочем, так или иначе, количество МСП в России в соотношении к численности населения еще значительно уступает их числу, за исключением, может быть, Москвы, в странах Центральной Европы или в большинстве восточноевропейских государств, являющихся кандидатами на вступление в ЕС.

Результаты опросов предпринимателей по поводу препятствий, мешающих успешному созданию МСП, дают общую для всех регионов России картину. На пути к успеху, прежде всего, стоит вездесущая бюрократия. Занимают много времени и требуют немалых средств, существующая, как и прежде, именно для малых предприятий необходимость многочисленных согласований и получения разрешений. Поскольку не нарушить многочисленные положения практически невозможно, чиновники могут легко шантажировать предпринимателей. Тут и решения по поводу аренды земельных участков, принадлежащих до сих пор почти исключительно государству, или такой любимый способ, как вольное толкование налогового права, что используется с целью взятия под контроль возможностей развития предприятий. Для фирм-экспортеров особые проблемы создают таможенные органы, которые мало ориентируются на клиентов. Все это вызывает неуверенность и ставит успех или неуспех в большую зависимость от личных связей, что наносит вред конкуренции, обделяет новичков и подстегивает и без того широко распространенную коррупцию.

Без чувства уверенности нет и капитала

Во-вторых, у потенциальных предпринимателей и МСП в России нет доступа к оборотным капиталам. Краткосрочные кредиты дороги, а среднесрочные (на срок до года) - получить, практически, невозможно. Это тем более удивительно, поскольку Россия значится, по разным статистическим данным, экспортером капитала. Так, согласно имеющимся данным, в третьем квартале 2001 года за рубеж уходило на 1,5 миллиарда долларов США больше (что, впрочем, меньше чем в первом квартале: 2,3 млрд.), чем на рынки капитала в России. Даже если предположить, что в этих цифрах есть большая статистическая погрешность, в "бегстве капитала" нет ничего удивительного. Поскольку собственность у МСП невелика и у них нет земли, они не могут гарантировать возврат кредитов. К тому же их зависимость от органов власти повышает инвестиционный риск. Поэтому до тех пор, пока нет возможности контролировать предприятия самим, для успешно работающих фирм-экспортеров логичнее надежно "запарковать" свои деньги за рубежом, прежде чем инвестировать их у себя дома. К тому же в России по-прежнему нет хорошо функционирующего банковского сектора.

В-третьих, неуверенность вызывают ограниченные возможности для того, чтобы быстро и без больших затрат отстаивать свои права и претензии в суде. К тому же дорога в суд в России несет печать предосудительного доносительства, распространены опасения, что политически или экономически более сильный все равно суд выиграет. Сколь быстро России удастся трансформация к развитой экономике западного пошиба, будет зависеть от того, в какой мере новые МСП будут приходить на смену слабым сточки зрения структуры старым предприятиям. Новые, динамично работающие предприятия должны создать новые рабочие места, которые будут утрачены в ходе реструктуризации или закрытия старых крупных предприятий. Именно они уменьшат одностороннюю зависимость экономики от сырьевых ресурсов. Поэтому, как подчеркивается в исследовании Мирового банка, создание хороших условий для МСП представляет собой более эффективной экономической и социальной политикой, чем сохранение рабочих мест на устаревших предприятиях.

Президент Путин объявил улучшение экономических условий для МСП одним из своих приоритетов, поддержанным министерствами финансов и экономики. Действительно, в прошлом году, благодаря налоговой реформе, различным мерам по дебюрократизации, принятию Земельного кодекса и первым шагам в области банковской реформы, достигнут решающий прогресс. Однако, наряду с улучшениями, которые должны иметь свое продолжение, прежде всего, в борьбе с бюрократией и реформе управления, в регионах не происходит изменений в менталитете. Зачастую те, кто должен осуществлять реформы, говорит "хорошо", если речь идет о чем-то "крупном" и говорит как о "бесполезном", если имеется в виду что-то "новое". Часто отсутствует понимание экономической необходимости конкуренции.

В исследовании Мирового банка делается ясный вывод о том, что, прежде всего, необходимо донести мысль о том, что скрытые субвенции существующим предприятиям, например, в виде не имеющих рыночного характера кредитов или налоговых льгот лишь замедляют реструктуризацию, которая и без того стоит недешево. Вместо того, чтобы стремиться сохранять рабочие места на существующих предприятиях, надо обратить большее внимание на то, чтобы улучшать условия для открытия новых предприятий, которые бы создавали рабочие места непосредственно в регионах. Остается лишь надеяться, что Мировой банк претворит свои представления в жизнь: в настоящее время помощь в интересах развития в виде кредитов можно оказывать не федеральному правительству, а регионам.