Президент США Джордж Буш (George Bush) произнес вчера вечером речь, которая больше сказала о его уверенном президентстве, чем о неуверенном "Положении страны". Вразрез с большинством предсказаний, сделанных год или даже полгода назад, г-н Буш вознесся на такие вершины людского обожания, каким пользуются лишь немногие из президентов нашего времени. Ведение им войны против терроризма позволило американцам заново понять его личность и поверить в его руководство. Эти чувства были явно ощутимы на Капитолийском холме, где президент был встречен более тепло, чем обычно. Теперь у г-на Буша имеется большой политический капитал, достаточный для осуществления даже гораздо более трудных и значительных изменений политики, чем те, о которых он говорил вчера вечером.
Речь президента, произнесенная мощно и блестяще, имела цель объединить американцев для выполнения трех "великих задач": война с терроризмом, обеспечение внутренней безопасности и возрождение экономики. Публика, судя по всему, с большой охотой была готова узнать о том, какие следующие шаги г-н Буш планирует предпринять в борьбе против терроризма, ведущейся за океаном. Он конкретно назвал Ирак, Иран и Северную Корею частью "оси зла", угрожающей Америке, и он предупредил эти страны, что Соединенные Штаты не будут стоять в стороне и допускать, чтобы эти государства разрабатывали бактериологическое, химическое или ядерное оружие. Однако, определить то, как вести дела с этими странами, будет не так легко, как предупредить их.
Г-н Буш с гордостью объявил о том, что он намеревается просить Конгресс о крупнейшем за два последних десятилетия увеличении оборонных расходов. Военные расходы являются одной из тех областей, в которых недавно приобретенный президентом политический капитал может быть потрачен наиболее разумно, путем отвлечения внимания Конгресса от программ создания устаревших и в своем большинстве дорогостоящих вооружений. Таким образом, средства могут быть потрачены на создание современной высокотехнологичной армии, которую хотят иметь и президент и министерство обороны. Однако, несмотря на восхваление президентом точности вооружений, которые используются в Афганистане, не было ни слова сказано о списании уже не нужных вооружений и военных баз времен "холодной войны". Для человека, который имеет возможность повести свою нацию в совершенно новом направлении, просто просить о выделении гораздо более значительных сумм на военные проекты является скромной задачей.
Вопросы внутренней безопасности занимали, возможно, центральное место в речи. Всего месяц назад г-н Буш требовал, чтобы Конгресс не тратил и копейки свыше тех ограниченных фондов, которые он выделил на так называемую "внутреннюю оборону" сразу после 11 сентября. Вчера же вечером он пообещал практически удвоить расходы на борьбу с биотерроризмом и угрозами в аэропортах и на границах, повторяя аргументы своих бывших оппонентов, заключающиеся в том, что усиление защиты страны окажет благотворный эффект на здравоохранение и на борьбу с преступностью и наркотиками. Эта задача, хотя она и полезная, все же является очень легкой для руководителя, имеющего такой политический капитал, как у г-на Буша. На самом деле, президент может обнаружить, что Конгресс даже с большей охотой, чем он сам, готов расходовать средства в этой области.
В экономической сфере г-н Буш разочаровал. Было заметно, что он намерен использовать свою популярность для продавливания набивших оскомину планов ультраправых республиканцев ускорить и, во имя "экономической безопасности", сделать постоянными налоговые сокращения для богатых слоев населения, которые были утверждены в прошлом году. Конгресс должен ради американцев внимательно изучить цифры, чтобы понять, насколько они изменились, когда на следующей неделе администрация внесет бюджет.
Г-н Буш страстно говорил о том, что американцы должны добровольно тратить часть своего времени на помощь своим согражданам, и выразил сочувствие пострадавшим от нынешнего спада, однако сказал мало конкретного. Поддержка программ социального и медицинского обеспечения и выделение пожилым людям лекарств по льготным ценам были упомянуты лишь вскользь.
Своими красноречивыми словами, посвященными жертвам атак 11 сентября, и приветствиями в адрес находящихся в зале героев г-н Буш показал себя как наследника вечно популярного Рональда Рейгана (Ronald Reagan). Вместе с тем, его речь показала, какой большой путь проделала нация после эры Рейгана. Г-н Буш отнесся к возникшему дефициту бюджета скорее равнодушно, чем с негодованием. Судя по всему, он предполагает, что дефицит является последствием, а не причиной проблем американской экономики. Было сказано об ограничении расходов в общем, без затрагивания подробностей.
Г-н Буш говорил так, как будто американцы могут позволить себе все одновременно: расходы на оборону, обеспечение внутренней безопасности, социальные программы и сокращение налогов. Если вести экономику в правильном направлении, то народ может наслаждаться такой беспроблемной повесткой дня. Однако испытание для г-на Буша наступит, когда он лучше определит те трудности, с которыми ему предстоит столкнуться.