Последняя встреча украинского и российского президентов Кучмы и Путина 14 декабря прошлого года в восточно-украинском Харькове в ходе украинско-российского экономического форума должна была в очередной раз подтвердить примат экономики. Однако за отношениями между Москвой и Киева, ставшими действительно намного прагматичнее, кроются не только экономические интересы. В последнее время заметно ослабло напряжение также в политических отношениях. В прошлом, видимо, спор, связанный с разделом Черноморского флота, как и обвинения концерна "Газпром" по поводу регулярной кражи Киевом природного газа из транзитных трубопроводов.
Вопрос о вступлении в НАТО в повестке дня больше не значится
Подогреваемые пророссийскими партиями настроения по поводу отделения Крыма от Украины, поостыли, они больше не угрожают территориальной целостности страны. Реже можно слышать претензии российских политиков националистического толка на полуостров, принадлежавший до 1954 года Российской Федерации, или на порт Севастополь, который сегодня российский Военно-Морской Флот арендует согласно Договору о дружбе от 1997 года. На Украине тоже слышатся более спокойные тона: роль России в будущем развитии страны хорошо осознали все партии, за исключением крайних националистов. Бывший премьер-министр Виктор Ющенко, который сегодня возглавляет избирательный блок национал-демократических партий, является директором киевского Института украинско-российских отношений. Москву к тому же теперь не раздражают заявлениями, имеющими дружественный характер по отношению к НАТО. Несмотря на то, что сотрудничество Украины с альянсом можно считать хорошим, в Киеве больше не говорят об интеграции в "трансатлантические структуры" и о возможности вступления в будущем в НАТО.
Украина при всей дружеской риторике высокопоставленных политиков продолжает оставаться в экономической зависимости от своего великого соседа. Из России поступает не только львиная часть импорта энергоносителей, в соседнем государстве находятся также важнейшие рынки сбыта украинских товаров. Россия остается для Украины с торговым оборотом, равным десяти миллиардам долларов США, важнейшим торговым партнером. Почти четверть всего украинского экспорта приходилась в 2001 году на Россию, а доля импорта составляла даже 40 процентов. Проблему частью можно назвать доморощенной: за десять лет независимости Киеву не удалось создать альтернативные источники снабжения энергоносителями. Новый нефтепровод Одесса-Броды и терминал в Одессе войдут в строй только в этом году. Таким образом, Россия и сегодня держит в своих руках ключ обеспечения соседней страны энергоносителями. Еще одним средством оказания давления могут быть украинские долги за газ. Они до сих пор составляют 1,4 миллиарда долларов США.
Российские концерны скупают предприятия
Длиннее становится и список украинских предприятий, контролируемых россиянами. При этом российские инвесторы в первую очередь проявляют интерес к традиционно важным отраслям экономики, таким, как металлургия, химия, энергоснабжение или средства массовой информации. Так, группа "Российский алюминий" контролирует через свою дочернюю компанию "Украинский алюминий" производство алюминия в Николаеве, что на юге Украины. Там находится завод-монополист в этой отрасли. Не спят и конкуренты: компания "Сибирский алюминий" приобрела через дочерний "Укрсиббанк" 51 процент акций металлургического комбината в Днепропетровске. На некоторых сегментах рынка российские предприятия ведут конкурентную борьбу уже между собой. Нефтяные концерны "Лукойл", "ТНК" и "Татнефть" контролируют, являясь акционерами трех нефтеперерабатывающих заводов, три четверти украинского рынка.
Россияне все в большей мере начинают доминировать также в сфере средств массовой информации соседней страны, чаще всего, становясь их акционерами. Но большое место в телеэфире имеют также российские каналы, передачи которых можно принимать как на частотах, так и по кабельной сети. В то же время западного капитала на украинском рынке средств массовой информации почти нет. Англоязычная газета "Kyiv Post" остается здесь одним из немногих исключений.
Разочарованность Западом
Интерес западных инвесторов, которые до недавнего времени нередко сталкивались здесь с отсутствием рамочных условий, коррупцией и чиновничьим произволом, в последние годы заметно поубавился. С другой стороны, Киев тоже чувствовал недопонимание со стороны Запада, отсутствие у него интереса. Так, в декабре прошлого года правительство в раздражении отказалось от переговоров с Европейским банком реконструкции и развития по поводу финансирования строительства блоков реакторов в Ровно и Хмельницке, мощности которых должны были восполнить закрытие Чернобыльской АЭС. Теперь реакторы будут построены с российской помощью, предположительно, за 500-600 миллионов долларов США, что в два раза дешевле, чем если бы этим занимались западные компании. Несмотря на официальный курс на интеграцию с ЕС, отношение к российскому присутствию в украинской столице в целом намного дружественнее.
Внутриполитическое давление и внешнеполитическая изоляция после убийства журналиста Георгия Гонгадзе вынудили президента Кучму искать союзников. Поддержка пришла из России, впрочем, как считают многие наблюдатели, не просто так. Подписанные ровно год назад на встрече в верхах в Днепропетровске экономические соглашения означают не только расширение экономического и военно-технического сотрудничества двух стран. Они ведут к усилению зависимости Украины в политике, связанной с обеспечением энергоносителями. Украинский импорт электроэнергии из России после параллельного включения электросетей вырос с приходом зимы до 1,5 миллиардов киловатт-часов ежедневно. В результате к миллиардным долгам за газ прибавляются долги за электроэнергию.
Споры по поводу языков и вероисповедания
В стране, где русскоговорящему Востоку противостоит национально выраженный украинский Запад, постоянно встает проблема языка. Поскольку конституция признает украинский язык в качестве единственного языка в стране, политика в этой сфере нередко вызывала проблемы в отношениях между Киевом и Москвой. Недавно национал-демократическая фракция в украинском парламенте провалила новый закон о языке, который предусматривал введение русского языка в качестве второго официального языка. Самую последнюю попытку в этом плане 9 января предпринял избирательный Русский блок: члены этого альянса требуют от президента Путина, чтобы тот взял русский язык на Украине, который оказался под особой угрозой в сфере образования, под свою защиту. Впрочем, Москва обычно реагировала на такие акции достаточно сдержанно.
Зато в поддержке Кремля может быть уверена русская православная церковь. Визит Папы на Украину в июне 2001 года послужил новой причиной напряженности с Московской патриархией. Причина конфликта заключается в том, что представители широко распространенной на Западе Украины греко-католической веры, которых называют еще "униатами", после получения независимости от православных христиан вернули себе храмы, отобранные у них Сталиным. Часто это происходило при поддержке властей и с применением насилия. А раскол среди украинских православных христиан, к числу которых относится большинство украинцев, привело к образованию Киевской патриархии, которая вместе с Украинской автокефальной церковью выступает за создание независимой национальной церкви. Однако тех и других не признает русский патриарх Алексий II.