Москва. - Состоятельные покупатели прогуливаются по булыжной мостовой, а рабочие в шлемах доделывают последние мелочи перед открытием новейших бутиков модной одежды в Третьяковском проезде в Москве. Эту улочка претендует на то, чтобы называться "самой короткой и дорогой улицей" города.
Не вызывает удивления, что Москва принимает у себя самые престижные мировые брэнды, давно распрощавшись с имиджем советской безвкусицы в области моды. Удивительно другое: среди магазинов модной одежды московские бутики занимают первые позиции в мире по объемам продаж. По словам менеджеров, их покупатели не супербогатые люди, не "новые русские", а обычные представители растущего среднего класса.
Московский бутик модельной мужской одежды Brioni занимает первое место в мире по объемам продаж среди магазинов, принадлежащих независимым предпринимателям. По этому показателю он незначительно отстает от бутиков в Нью-Йорке и Милане, принадлежащих крупным компаниям.
Модельеры всего мира, "похоже, считают, что российский рынок на сегодня является для них главной целью", - говорит президент торгового дома Brioni Умберто Анджелони (Umberto Angeloni).
По данным российской компании "Меркурий", которой принадлежит сеть бутиков в столице, по объемам продаж одежды от Gucci, Dolce and Gabana и Fendi Москва занимает одну из ведущих позиций в мире.
Одним из самых крупных покупателей брэнда Маx Mara является российская компания Bosco di Ciliegi, которая работает с 35 элитными магазинами одежды во всей стране, включая целую сеть бутиков в знаменитом универмаге ГУМ на Красной Площади.
В Третьяковском проезде принадлежащий "Меркурию" бутик Giorgio Armani занимает три с половиной этажа за отреставрированным фасадом XIX века. Это один из самых больших бутиков Armani в мире. Дамские сумочки, которые разложены за стеклянными витринами магазина, и стены из песчаника придают ему сходство с музеем.
Покупательница подъезжает к двери бутика Dolce and Gabana на Мерседесе серебристого цвета и впархивает внутрь, чтобы подобрать себе новые аксессуары. Дюжие строители тем временем достраивают бутики от Prada, Bulgari и Тod, которые запланировано открыть в следующие месяцы. Они присоединятся к уже открытым бутикам от Gucci и Ermenegildo Zegna.
Все эти новые магазины дадут возможность тем россиянам, которые обычно летают на выходные за покупками в Милан или Лондон, приобретать все больше товаров в Москве.
"Теперь людям необязательно разъезжать по миру для того, чтобы купить одежду, - говорит коммерческий директор "Меркурия" Алла Вербер. - У себя дома они могут приобрести больше, чем им смогут предложить даже в Париже".
Некоторые менеджеры магазинов не согласны с тем, что их покупатели - это только "новые русские", герои анекдотов, сорящие деньгами, чтобы пустить пыль в глаза.
По их мнению, успех высокой моды в Москве обусловлен любовью россиян к стильным вещам и подпитывается их склонностью тратить деньги, а не копить, объяснимой после нескольких лет экономического спада.
"Если в Нью-Йорке кто-то покупает шубу за 10 тысяч долларов, это значит, что он владеет миллионами, - утверждает Елена Ярмак (Helen Yarmak), российский дизайнер элитных меховых изделий, которые продаются в бутиках в Москве и на Пятой Авеню в Нью-Йорке. - В России же, если человек покупает вещь, которая стоит 10 тысяч долларов, это значит, что у него было 5 тысяч долларов, а недостающие 5 он одолжил у друзей".
Bosco di Ciliegi утверждает, что ориентируется на верхушку среднего класса, чьи доходы составляют от одной до полутора тысяч долларов в месяц.
Коммерческий директор компании Тимур Гугуберидзе говорит, что, в отличие от бутиков больших городов всего мира, ориентированных по большей части на туристов, 95% покупателей Bosco di Ciliegi в России - россияне. В магазинах компании в месяц делается около 30 тысяч покупок.
Опросы подтверждают, что россияне охотно платят именно за ярлык. Например, здешние покупатели в четыре раза чаще выражают желание заплатить деньги на определенный торговый брэнд, чем потребители в Великобритании. Об этом сообщает российская компания "Комкон", специализирующаяся на опросах общественного мнения, которая за год опросила около 36 тысяч представителей среднего класса.
Около 20% из 12 миллионов жителей Москвы принадлежат к среднему классу. По определению "Комкона", эти люди имеют доход на одного члена семьи в размере от 300 до 2000 долларов в месяц. Россияне могут себе позволить тратить больше денег на красивые вещи еще и в связи с тем, что плата за жилье и коммунальные услуги довольно низкая.
Вечерний красный халат ручной работы от Armani за 25 тысяч долларов недоступен для среднего покупателя. Однако менеджеры магазинов говорят, что люди могут месяцами копить деньги, чтобы затем потратить их на обувь и другие аксессуары. Во время праздников настоящим хитом продаж были серебряные брелки для ключей за 80 долларов и серебряные сердечки за 150 долларов из московского магазина Tiffany and Co.
"Не каждый может позволить себе очень дорогую вещь, однако, многие в состоянии позволить себе что-то от элитных фирм, - говорит Вербер из "Меркурия". - Если бы мы сегодня занимались только тем, что ждали новых русских, не знаю, как бы далеко нам удалось продвинуться".
39-летняя Ирина Дартьян переходит Третьяковской проезд по дороге с работы в патентном офисе. Она заявляет, что не никогда не будет здесь ничего покупать, хотя и считает себя представителем среднего класса.
"Эти товары ориентированы на средний класс где-нибудь в другой стране, а не на россиян", - говорит она.
В магазине Kenzo в ГУМе 17-летний Илья Бакланов примеряет черный костюм за 865 долларов, продающийся со скидкой в 40%. Его брат Юрий, 22-летний студент, работающий в канадской компании, покупает ему эту вещь в подарок.
"Неважно сколько человек не зарабатывает, он все равно старается выглядеть как можно лучше", - считает Юрий Бакланов.