Это было скандально. Гротескно. Ограбление государства. Примерно так говорило большинство людей, когда Россия в середине 90-х годов приватизировала большую часть своей нефтяной промышленности, в результате чего клика финансистов заполучила лучшие куски практически бесплатно.
Однако сейчас, несколько лет спустя, результаты выглядят вполне приемлемо. Собственники научились управлять своим имуществом. Они узнали о существовании корпоративного управления. Они настолько прочно срослись со своей собственностью, что считают возможным инвестировать прибыли в новые месторождения и новые технологии.
И, как результат, они добывают столько нефти, что Организация стран - экспортеров нефти страдает от кошмаров. Являясь вторым крупнейшим производителем нефти после Саудовской Аравии, Россия экспортирует примерно 4 миллиона баррелей сырой нефти и очищенных нефтепродуктов в день, что составляет примерно 10 процентов объема мировой торговли нефтью, сообщает московский инвестиционный банк "Объединенная финансовая группа".
В то же самое время, при президенте Владимире Путине Россия стала более надежным и доброжелательным местом для ведения бизнеса - особенно в сравнении с другими крупными нефтедобывающими странами, такими, как, например, Индонезия. В российской инвестиционной сфере все еще существуют большие проблемы, однако бандитские времена прошли.
Поэтому, неудивительно, что иностранные нефтяные компании смотрят на Россию с возродившимся оптимизмом. Джон Браун (John Browne), исполнительный директор "British Petroleum", недавно назвал ее "местом, где мы можем расширить наши интересы".
Его заявление имеет еще больший вес, принимая во внимание, что "British Petroleum" знает больше других о риске в России. В 1997 году "ВР" вложила 571 млн. долларов США в российскую нефтяную компанию "Сиданко" - и всего через год списала со счетов 200 млн. долларов. Ей удалось впоследствии поставить "Сиданко" на ноги, реструктурировав долги этой компании и вернув контроль над ее основным средствами после годов судебных споров.
На прошлой неделе группа директоров французско-бельгийского гиганта "TotalFinaElf" находилась в Москве на подписании соглашения с компанией "Юкос", вторым российским крупнейшим производителем нефти, о проведении разведывательных работ на части шельфа Черного моря. "Юкос" назвал это соглашение одним из "ряда возможных совместных проектов", обсуждающихся с "TotalFinaElf".
"Юкос" отрицает существующие на рынке слухи о том, что компания намеревается продать стратегическую долю своего акционерного капитала концерну "TotalFinaElf". Последний также отрицает существование планов о каких-либо подобных сделках, по крайне мере в предсказуемом будущем. Однако, по мнению многих инвестиционных аналитиков, ожидания того, что иностранная нефтяная компания будет стремиться получить большую долю российского нефтяного гиганта, или даже стать его собственником, больше не кажутся нереальными.
У иностранцев небогатый выбор. Ведущие российские нефтяные компании закрепили за собой лучшие запасы. Они могут образовывать совместные предприятия с партнерами, которые привнесут новые технологии и связи. Однако реальным следующим шагом для них будет продать себя - пока существует подходящая цена.
В среднем, прибыльность акций российских нефтяных компаний на фондовом рынке оценивается как в четыре раза превосходящая прошлогоднюю. Доходы по акциям крупных международных компаний возросли в двенадцать раз. Этот разрыв русские хотят уничтожить, а добиться в этом успеха они смогут, только сделавшись привлекательнее для иностранных покупателей.
И у них это получается. Большинство работающих в данной отрасли людей согласятся с вытекающей из заявления лорда Брауна оценкой, что российские компании лучше управляются и лучше ведут себя, чем это было в 1997 году.
Настоящее удивление вызывает способ, которым были достигнуты эти улучшения. Это произошло благодаря олигархам, которые поначалу казались самой рискованной перспективой, которые поднялись наверх благодаря сколоченным состояниям.
Новые звезды являются своеобразными детищами бизнеса - это нефтяные компании, заполученные новоявленными олигархами, которые помогли Борису Ельцину переизбраться на пост президента в 1996 году в обмен на то, что им было позволено по дешевке приобретать государственное имущество.
"Юкос" был одной из компаний, приватизированных таким образом. То же самое можно сказать и о "Сиданко", компании, в которую вкладывала деньги "British Petroleum".
Олигархи начинали не очень хорошо - спорили друг с другом, уклонялись от уплаты налогов, притесняли миноритарных акционеров и уводили деньги в офшорные компании.
Однако, между 1998 и 2000 годами владельцы компаний взяли себя в руки, чему стали причиной и прошедший финансовый кризис и смена президента. Они были достаточно умны, чтобы заполучить компании в свои руки, и они оказались достаточно умны, чтобы управлять ими.
"Юкос" и "Сибнефть" - еще одна созданная в результате приватизации 1996 года компания - в настоящее время имеют самые высокие показатели роста и самые низкие издержки производства в отрасли. Во многих отношениях "Юкос" превосходит "Лукойл", другую крупнейшую и старейшую многоотраслевую нефтяную компанию, являющуюся лидером в отрасли.
""Лукойл" в настоящее время готов признать, что он более не является российской нефтяной компанией #1, и что ему нужно в этой связи что-то делать", - заявил недавно после посещения этой компании Джеймс Хендерсон (James Henderson), аналитик по вопросам нефти и газа московской инвестиционной компании "Ренессанс Капитал".
"Лукойл" планирует, помимо всего прочего, сократить эксплутационные расходы в этом году на 15 процентов, и пригласил Марка Мобиуса (Mark Mobius), известного американского фондового менеджера, присоединиться к руководству компанией, что является показателем ее стремления к осуществлению лучшего корпоративного управления.
Российские власти все еще приспосабливаются к процветающей и конкурентоспособной частной нефтяной промышленности. Хоть Россия и не является членом ОПЕК, она в прошлом месяце согласилась, хоть и неохотно, сократить экспорт нефти на 150 тысяч баррелей в день на период первого квартала этого года. Это обещание легко было дать, так как в первом квартале объемы российского экспорта обычно снижаются из-за климатических условий.
Совершенно не обязательно, что Россия продолжит выполнять свое обещание, когда наступит весна. Из-за теплой зимы в стране уже накопились большие запасы нефти. И Россия может гораздо меньше, чем ОПЕК, бояться резкого падения мировых цен на нефть.
Правительство России пострадает от снижения налоговых поступлений. Очень низкие цены на нефть могут стать причиной проблем в обслуживании внешнего долга, однако ее отношения с Западом достигли такого уровня, когда она может рассчитывать на понимание в случае возникновения подобной ситуации.
Что же касается российской нефтяной промышленности, то более слабые компании сильно пострадают. Однако более сильные компании с готовностью съедят их. А для самых смелых иностранцев этот момент может стать возможностью для покупки.