На прошлой неделе в Москве президент Владимир Путин призвал к созданию "евразийского" союза стран, экспортирующих природный газ, в котором Россия будет занимать лидирующее положение. Некоторые комментаторы сразу же назвали предполагаемую организацию "ОПЕК в сфере газа". Г-н Путин предлагает использовать систему российских трубопроводов в качестве главного маршрута будущих поставок каспийского и среднеазиатского газа в Европу.
Г-н Путин сказал по российскому телевидению: "Существование альянса сделает возможным эффективно контролировать объемы и направления экспорта среднеазиатского газа, создаст единый баланс производства и потребления газа, и обеспечит его поставку по единому экспортному каналу". Он пригласил Туркменистан, Казахстан и Узбекистан присоединиться к России для создания такой ассоциации. Он пропустил Иран, который не соединен с российской системой газопроводов. А также он предсказал, что объединение газовых ресурсов может стать для Запада побудительным мотивом для инвестирования средств в "евразийские" газовые проекты.
В случае принятия этого предложения "эффективный контроль" будет, конечно, прерогативой России, и будет осуществляться над странами на обоих концах маршрута Средняя Азия - Европа. Обе группы стран будут в этом случае зависеть от российского "единого канала". Являясь собственником канала и львиной доли газа, перекачиваемого в Европу, Москва будет иметь решающее слово в установлении транзитных тарифов и ценовой политики в отношении всего объема имеющегося газа. Кроме того, Россия сможет использовать некоторое количество среднеазиатского газа в пределах "единого баланса" для своих внутренних нужд - для того, чтобы высвободить большее количество российского газа для экспорта на выгодные европейские рынки, с коммерческой наценкой.
Предложения г-на Путина преследуют цель извлечения выгоды из неспособности среднеазиатских стран и Запада до сих пор разработать маршруты экспорта газа. Главный трубопровод советских времен, идущий из Туркменистана в Россию, продолжает оставаться основным маршрутом. В те десять лет, которые прошли с распада Советского Союза, планы строительства трубопроводов из Средней Азии в или через Турцию, Иран, Пакистан (через Афганистан) или Китай расстраивались из-за политических или коммерческих проблем, а также из-за проблем в сфере безопасности.
Предложение о создании "евразийского союза" имеет своей целью сохранить и даже усилить российские позиции ведущего непосредственного поставщика газа в Европу, невзирая на застой в объемах добычи газа и намечающееся уменьшение объемов экспорта. Эти тенденции возникли в 1997-98 годах, и продолжаются до сих пор. Поставки российского газа в Европу в 2001 году хоть и продолжали быть огромными, достигнув отметки в 127 миллиардов кубических метров, но все же уменьшились на 1,6 процента за год. Поставки "Газпрома" в Западную Европу в 2001 году, равнявшиеся 87 миллиардам кубических метров, сократились на 4 процента по сравнению с предыдущим годом.
Не обращая внимание на эти тенденции, Москва надеется существенно увеличить свои поставки газа в Европу. Единственным способом достижения этого увеличения является объединение запасов газа восточнокаспийского и среднеазиатского регионов с собственными запасами России в единый коммерческий пул под полным контролем Москвы. В свете этих планов, Туркменистан является главным стоящим на кону призом и главной мишенью предложения о создании "евразийского союза". Действительно, именно во время состоявшегося на прошлой неделе визита в Москву президента Туркменистана г-н Путин озвучил свой план.
Разведанные запасы туркменского газа считаются третьими или четвертыми в мире, однако об их общих размерах известно не все. После того, как их исследуют должным образом, они могут оказаться вторыми в мире, уступая только российским запасам. Даже исходя из известных сегодня резервов, туркменский экспорт газа может существенно возрасти, если будут предоставлены коммерчески выгодные маршруты. В настоящее время объемы добычи газа едва достигают половины уровня, существовавшего до 1991 года, достигавшего более 90 миллиардов кубических метров; и даже эта цифра, вероятно, не отражает всего потенциала Туркменистана.
В настоящее время добыча газа в Туркменистане серьезно сдерживается из-за отсутствия реальных экспортных путей. Единственным крупным газопроводом, по которому возможно осуществлять экспорт, является тот, который связан с Россией. В последние годы Москва использовала это обстоятельство, чтобы отрезать конкурирующий Туркменистан от выгодных европейских рынков. Вместо этого Москва позволила Туркменистану экспортировать газ главным образом в несостоятельные бывшие советские республики. Эта ситуация, судя по всему, в настоящее время меняется, по мере осуществления Москвой своей амбициозной стратегии экспорта в Европу. Эта стратегия, совершенно очевидно, предусматривает реэкспорт среднеазиатского газа в Европу через несколько лет, что обеспечит увеличение объемов поставок, даже если собственные экспортные возможности России уменьшатся, и сохранит контроль России над кранами с обоих концов трубопровода.
Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов недоволен такой ситуацией и не скрывает своих чувств. И все же взбалмошный г-н Ниязов упустил шанс страны избежать подобной участи. В приступе гнева он отверг планы строительства транскаспийского газопровода, который предусматривался американо-английским проектом транспортировки главным образом туркменского газа в Турцию и Европу. Проект еще не отброшен окончательно; для каспийских стран, как и для Европы, он еще представляет шанс избежать полной зависимости от российского маршрута экспорта газа. "Евразийский газовый альянс", в случае его создания, придаст этой зависимости законченную форму.
Сравнение с ОПЕК упускает очень важные отличия. В то время, как ОПЕК, действуя на мировом нефтяном рынке, нигде не обладает монополией, возглавляемая Россией ассоциация будет действовать на европейском газовом рынке практически в отсутствии там конкурентов. В то время как ОПЕК осуществляет экспорт нефти из многих стран-производителей, экспорт газа "евразийской" группы будет происходить главным образом из России. В то время как нефть стран - членов ОПЕК поступает на мировые рынки по множеству различных маршрутов, газ "евразийской" группы будет поступать в страны-потребители по трубопроводам "Газпрома" через Россию. И в то время, как ни одна из стран - членов ОПЕК не может определять политику этой организации, используя главенствующее положение или давление, Россия в предполагаемом "газовом ОПЕК" будет значительно сильнее среднеазиатских стран, и уже обладает опытом господства и устрашения в данном регионе.
Предложение г-на Путина отражает намерение контролировать львиную долю Каспийского газа. Россия уже контролирует подавляющую долю экспорта каспийской нефти - долю, которая существенно выросла в конце прошлого года после ввода нефтепровода Тенгиз (Казахстан) - Новороссийск (Россия). Тем временем выгодный Западу нефтепровод Баку (Азербайджан) - Джейхан (Турция) до сих пор существует только в чертежах.
Российская стратегия может быть рассмотрена как ответ применявшимся в течение многих лет президентом Клинтоном (Clinton) постулатам о многочисленных трубопроводах, о недопустимости ведения игр, и тем более "Больших игр" на Каспии и в Средней Азии. События 11 сентября случились до того, как администрация Буша (Bush) имела шанс осуществить переоценку такой каспийской политики и изменить ее. А в это время г-н Путин играет в нефтяные и газовые игры и выигрывает их. Учитывая его ставку на газ, он сделал заявку на игру, в которой победитель получает все.