Новый герой полицейского романа - русский и его зовут Эраст Фандорин. Его автор подписывается псевдонимом Борис Акунин. Издательство Salamandra выпускает 11 февраля первые две новеллы с главным действующим лицом Эрастом Фандориным - "Павший ангел" (в русском варианте "Азазель") и "Турецкий гамбит".
Это произошло в 1997 году. Григорий Чхартишвили (родился в Грузии в 1956 году, живет в Москве с 1958 года и является коренным москвичом) только что переступил сорокалетний рубеж. Он был заместителем главного редактора известного журнала "Иностранная Литература", переводчиком произведений Юкио Мисимы (Yukio Mishima) (1925-1970), самого известного в мире японского писателя ХХ-го века, и на протяжении вот уже двадцати лет посвящал себя переводу, изданию и комментариям японской литературы, включая сюда и монументальную двадцатитомную антологию, выпускаемую под его редакторством. И, вот, он придумывает себе псевдоним - Борис Акунин - нечто среднее между именем патриарха анархизма Михаила Бакунина и японским словом, означающим плохого человека, и начал писать.
С того момента Чхартишвили /Акунин написал 16 детективных романов, в среднем по четыре за год. Кроме того, он написал исследование объемом в 570 страниц, где исследует самоубийства в мире литературы ("Писатель и самоубийство"), в этой книге приведен список из 370 известных писателей покинувших этот мир подобным образом, а, кроме того, у него нашлось еще время, чтобы переделать, добавив от себя два акта, самую знаменитую пьесу Чехова - "Чайка". Он добился успеха, получает премии, в России продаются миллионы экземпляров его книг, романы о Фандорине переведены на 18 языков, по ним снимаются фильмы: два кинопроекта уже поставлены на рельсы, чтобы перенести действие его произведений на экраны. Именно поэтому, я спрашиваю его о том, что же произошло в том 1997 году.
- Какая муха Вас укусила?
- Вам сколько лет?
- Сорок пять┘.
- А когда Вам исполнилось сорок лет, Вы не почувствовали - что-то меняется в Вашей жизни, Вы достигли самой вершины горы, и с той высоты можете рассмотреть как то, что уже было Вами пройдено во время подъема, так и то, что надо пройти во время спуска, перед Вашими глазами - все┘?
- Да.
- И Вам не хотелось изменить свою жизнь? Показать, что Вы еще не достигли вершины, сказать самому себе: "Я могу подняться еще выше"? Именно это и произошло со мной.
Благодаря кризису сорока лет, Чхартишвили стал в 1997 году Акуниным, и из обычного человека превратился в своеобразную индустрию: один за другим 16 детективных романов. "Я пишу их за шесть недель", быстро и без особых усилий, "потому что не воспринимаю это как работу", - говорит он. Имя им - легион - этим плодовитым творцам легкой литературы. Но, если Борис Акунин и воодушевляет чем-либо российскую "интеллигенцию", то не количеством написанного, не тем, что он еще один в длинном списке. На этом поприще, сколь разработанном, столь же и неисчерпаемом, Акунин стоит отдельно: его стиль утончен, завязки действия изощренны, но, прежде всего, ни один из его романов не повторяет предыдущий. Кроме того, действие большинства произведений Акунина разворачивается в России конца ХIX-го столетия - то время, популярно среди россиян, многие смотрят на него с любопытством и интересом.
Три различные серии
16 детективных романов Акунина разделены на три серии. В первой собраны приключения Эраста Фандорина. Это двенадцать произведений, действие первого из них начинается в 1876 году, когда молодой Фандорин работает писарем в московской полиции, а действие последнего (через одиннадцать книг) происходит в 1900 году, когда Фандорин уже не находится на службе у престола. Сейчас издательство Salamandra готовит к выпуску первые две книги из этой серии: "Павший ангел" ("Азазель") и "Турецкий гамбит".
Вся эта серия, в которой главным действующим лицом выступает Эраст Фандорин, по словам Акунина "является своеобразной энциклопедией детективного жанра". И перечисляет в хронологическом порядке: "Павший ангел" - это романтический детектив. "Турецкий гамбит", действие которого разворачивается во время балканской кампании XIX-го века, - шпионский детектив. Третий - "Левиафан" - напоминает произведения Агаты Кристи. Четвертый - "Смерть Ахиллеса" - о наемном убийце. Пятая - юмористический детектив, шестой - о маньяке. Седьмой - политический. "Каждый из них задуман для определенного читателя", - говорит писатель. Во второй серии, состоящей из трех новелл, главным персонажем является монашка Пелагия, которая проводит расследование для Святого Синода. Третья и последняя серия оставляет позади период конца девятнадцатого века, чтобы перенестись в сегодняшнюю российскую действительность, когда основным действующим лицом становится потомок Эраста Фандорина по имени Николай, русский англосакс, возвращающийся в Россию, родину своих предков, после падения коммунистического режима. В настоящее время в этой серии есть только одно произведение.
По словам Акунина, эти три серии не являются "историческими произведениями". Автор рассказывает в них о "вымышленной России, но при этом приводит точные исторические детали", - говорит он. Улицы Москвы, мода, манеры отражаются достаточно глубоко, что и позволило "интеллигенции" с энтузиазмом принять этого автора. "Те, кто устал от Борхеса (Borges) или эзотеризма, открывают для себя в книгах Акунина новую область литературы, подобную той, что на Западе с таким успехом разрабатывают Стивен Кинг (Stephen King), Умберто Эко (Humberto Eco) и Патрик Зюскинд (Patrick Süskind)", - отмечает еженедельник "Новое Время".
Для Акунина Россия в настоящий момент проходит "через лучший период своей истории". Определяющим критерием он полагает "возможности для развития личности". "Периоды, в которые возможно такое развитие являются хорошими", - поясняет он. Я задаю ему вопрос о том, что это были за периоды на протяжении двухсот лет истории России, и он называет мне три: "Первый был во времена Александра I, когда знать получила максимальные права, так как были отменены телесные наказания для дворян. Перемены затронули небольшую часть страны, но это было уже чем-то. "Второй произошел при правлении Александра II, когда было отменено крепостное право, это время моего персонажа - Эраста Фандорина". "Третий мы наблюдаем сейчас, - завершает он. - Он самый лучший из трех, потому как представляется более общим. Это очень жесткое и жестокое время для умалишенных, больных и стариков, потому что общество не заботится о них, но это хорошее время, так как человек впервые может рассчитывать на свои собственные силы".
Не кажется ли Вам сегодняшняя Россия самой грубой и карикатурной формой воцарившегося социального и глобального дарвинизма, когда выживает сильнейший? - задаю я ему неприятный вопрос. "В какой-то степени - да. Вне сомнения этот закон суров, но необходим. Впоследствии мы вновь вернемся к коллективным ценностям, но это произойдет благодаря союзу отдельных индивидуумов, а не государству, вселяющему во всех страх", - высказывает он свою мысль. Истинная ментальность либеральных московских интеллектуалов.