Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россиянин спешит начать нефтяную революцию

Влияние Михаила Ходорковского способствует возрождению бывшей советской экономики

Россиянин спешит начать нефтяную революцию picture
Россиянин спешит начать нефтяную революцию picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Михаил Ходорковский, бывший когда-то символом российских олигархов, стал символом российских перемен. Он вкладывает деньги в развитие производства, поддержку искусства, обучение молодежи. Западные комментаторы уже говорят об "эффекте Ходорковского" √ о трансформации запушенных предприятий в эффективные и конкурентоспособные организации. Его следующей целью является борьба за преобразование бюрократического аппарата и правоохранительных органов.

Практически каждый день он попадает в заголовки. Во вторник он объявил, что "Юкос", вторая крупнейшая российская нефтяная компания, приобрела 49 процентов акций словацкого государственного нефтепровода. На прошлой неделе она купила свое первое месторождение в Казахстане.

Две недели назад он объявил о том, что владеет контрольным пакетом акций одной из ведущих российских сетей супермаркетов. Несколькими днями позже он сообщил о слиянии с меньшим по размеру нефтяным конкурентом для укрепления своей растущей империи. Прошлой осенью он пришел на спасение "Kvaerner", англо-норвежскому международному инженерно-техническому гиганту.

Михаил Ходорковский, в своей "фирменной" открытой рубашке, джинсах и кожаной куртке, является российским сэром Ричардом Брансоном (Richard Branson) - человеком, благодаря имиджу и бесстрашию которого его компания стала одной из самых упоминаемых в стране.

Нефть является хлебом насущным России, и российские нефтяные компании неожиданно стали крупными игроками на международной арене. От их доходов зависит, сможет ли правительство президента Путина выплачивать зарплаты или продвигать экономические реформы.

От их решения, присоединяться или нет к ОПЕК (Организация стран - экспортеров нефти) в сокращении добычи нефти, зависит благосостояние этой организации, так как это решение будет влиять на рост и падение цен на нефть в дальнейшем. Их объемные инвестиции внутри России являются толчком, заставляющим шевелиться неповоротливую экономику.

"Юкос" отличается от других российских нефтяных гигантов, и компании нравится считать, что она работает лучше. В отличие от "Лукойла", огромного конгломерата, унаследовавшего махину старой государственной нефтяной компании и многих из ее старых директоров, "Юкос" является дерзкой выскочкой.

Представители иностранных многонациональных концернов, вращавшиеся среди остатков советской нефтяной промышленности во время хаотичных дней приватизации середины 90-х годов, сталкивались с человеком, за чьей вкрадчивой манерой речи и очками без оправы пряталась огромная энергия и огромные амбиции.

Ходорковский пришел в нефтяной бизнес из банковского, решив использовать шанс консолидировать свои капиталы. Он стал олицетворением привольно живущих олигархов ельцинской эры. Эта эра стремительно подходит к концу. В настоящее время Ходорковский является образцом нового поколения бизнесменов, которые, возможно, создадут в России культуру честного ведения дел и прозрачности.

Он является прототипом нового, благоразумного, ответственного промышленника, на которого возлагаются надежды Путина о конце российской олигархической культуры.

Западные комментаторы уже говорят об "эффекте Ходорковского" - о трансформации запущенных предприятий в эффективные и конкурентоспособные организации.

Эффективность является самым главным словом. "Юкос" подчинен строгой западной дисциплине. Высшие менеджеры, включая финансового директора и главу отдела по связям с прессой, были наняты на Западе. Работники молоды - самому Ходорковскому всего 38 лет - и обладают мотивацией. Зарплаты высокие. Корпоративная культура сильна. Агрессивность ценится выше, чем подхалимство, а динамизм ценится выше, чем спокойная работа. В компании отчетливо чувствуется нерусский дух; штаб-квартира корпорации в центре Москвы выглядит по-советски уныло снаружи, однако внутри все чисто, компьютеризировано и со вкусом. Офис самого Ходорковского, в отличие от офисов других российских высокопоставленных лиц, выглядит аскетично. "Юкос" производит от 2 до 3 процентов российского валового внутреннего продукта.

В настоящее время Ходорковский считается богатейшим человеком России, его состояние равно приблизительно 2,4 миллиарда долларов США, а "Юкос" ежедневно инвестирует миллионы в разведку, предприятия по переработке и исследования рынка. Он хочет знать, каждый день, сколько тратится и на что. Что не дает отдачи - должно быть изменено.

Как и Брансон, Ходорковский абсолютно уверен в важности имиджа. Он сам доступен - (автор статьи встречался с ним четыре раза) и отвечает на неудобные вопросы - политические интриги до сих пор не покидают большой бизнес в России - откровенно на пресс-конференциях в стране и за рубежом.

Что более важно, он верит, что "Юкос" и другие большие компании должны взять на себя ответственность за создание постсоветской промышленной культуры. А это начинается на уровне компаний. "Юкос" потратил миллионы на строительство жилья и повышение благосостояния своих рабочих, построил спортивные сооружения на передовых учреждениях на болотистых сибирских нефтяных месторождениях, и спонсирует, на манер японских компаний, игры, фестивали, курсы и учебные центры, на которых везде главенствует зелено-желтый логотип компании.

Что удивительно, "Юкос" начинает осуществлять проекты, которые являются американскими по их корпоративному покровительству и русскими по их социальному содержанию. Ходорковский проявляет себя за границей как покровитель искусств, предоставив львиную долю денег на создание комнат "Эрмитажа" в "Сомерсет Хаусе" и учредив Фонд "открытая Россия" с капиталом в 10 миллионов фунтов стерлингов, который откроется в следующем декабре в Лондоне для того, чтобы способствовать взаимопониманию между Россией и Западом путем предоставления грантов и обмена студентами.

Он также пообещал Кофи Аннану (Kofi Annan) поддержать инициативу генерального секретаря Организации Объединенных Наций "Global Compact" ("Компактный мир"), посвященную защите культур и окружающей среды. На родине он создает современные аналоги старых пионерских лагерей, которые были широко распространены в советские дни.

Лагерь "Ньюландия" открылся пять лет назад и уже принял 200 тысяч детей, или "навигаторов", носящих рубашки и бейсболки в американском стиле, где они смогли получить свежий воздух, отдых и пройти курсы по лидерству для молодежи.

Более важной для новой западной ориентации России является сеть обучающих интернет-центров, которые "Юкос" поддерживает в 18 городах России.

Их цель заключается в том, чтобы молодые россияне, даже живущие в отдаленных заснеженных провинциях, также были знакомы с интернет-навигацией, как и их западные ровесники. Что "Юкос" получает от такого покровительства? Хорошее общественное мнение, конечно, и поддержку Кремля. Однако цель более долгосрочная. "Мы хотим уничтожить разрыв между Россией и Москвой, и между Москвой и большим бизнесом. Мы хотим воспитать поколение, которое превзойдет нас".

Ходорковский также стремится к усилению роли нового "Союза российских предпринимателей", объединения ведущих промышленников, занимающейся лоббированием, как и любая западная федерация предпринимателей. Они хотят например, иметь высказывать свое мнение, например, в вопросах промышленной политики, тарифов на железнодорожные перевозки, налогообложения, бюрократических аппаратов, и во всех тех сферах, которые являлись когда-то полной прерогативой Кремля.

В сфере налогообложения - в которой действует плоская шкала в 13 процентов - Ходорковский, являющийся частым посетителем Кремля, уже одержал выдающуюся победу.

Его следующей целью является реформа бюрократического аппарата, особенно правоохранительных органов, которые все еще являются советскими по сути и коррумпированными на практике.

"Они считают себя до сих пор защитниками государственных интересов. Хотя членами сегодняшнего общества также являются и индивидуумы и частные компании. У них тоже есть права".

Трудно подумать, что у настолько занятого, настолько внимательного к деталям человека есть время и на осмысление политической картины в целом.

Большую часть своего времени он проводит, строя схемы расширения своей компании; распространение деятельности на другие энергетические секторы промышленности, такие как добыча газа и производство электроэнергии, является приоритетом, а вскоре может последовать и осторожная экспансия за границу. У Ходорковского есть четкое видение "Юкоса" как интегрированной энергетической компании, нарушившей электрическую монополию и распространяющей свою деятельность на производство субпродуктов и распространение продукции.

Это означает, что устоявшиеся монополии и бюрократическая летаргия столкнется с борьбой, подкованными юристами и политическим воздействием.

Как бы то ни было, Ходорковский уже видит Россию спешащей. Его соперникам, внутри страны и за рубежом, следовало бы заметить, что Россия меняется быстрее, чем многие предполагают.