Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
ЖЕСТКИЕ КОНТРАСТЫ В АЭРОПОРТАХ МОСКВЫ

Расцвет аэропорта в Домодедово, который теперь наполнен автоматами по продаже капуччино и буфетами, свидетельствует о том, что конкуренция в России может перевернуть даже самые консервативные монополии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Даже для тех, кто часто бывает в России, обычная реакция на прибытие в главный международный аэропорт страны ╚Шереметьево╩ - это непреодолимое желание тотчас же улететь обратно

Москва. - Даже для тех, кто часто бывает в России, обычная реакция на прибытие в главный международный аэропорт страны "Шереметьево" - это непреодолимое желание тотчас же улететь обратно.

Пассажиры в темном, напоминающем загон зале ожидания томятся в очередях, образующих беспорядочные толпы, потому что здесь нет разделительных барьеров. Паспортные контролеры выкрикивают команды по-русски. Повсюду полно таксистов, предлагающих довезти до города по завышенной в три раза цене. Прохождение процедуры регистрации может занять больше времени, чем сам полет.

Это только часть проблем, которые новый исполнительный директор аэропорта Сергей Беляев пообещал решить. Беляеву 47 лет, однажды он побывал на высотах российской политики. Он без возражений соглашается, что ничего не знает об аэропортах. Но этот человек пошел на должность директора аэропорта. А ведь именно этот аэропорт пребывает в столь запущенном состоянии, что ему нужен не проворный менеджер, а скорее властный милиционер. Именно это и составляет его главную заботу.

"В Москве все изменяется, - говорит Беляев, - кассиры в магазинах больше не грубят. Официанты в ресторанах больше никого не оскорбляют. Но в аэропорту эти явления до сих пор не редкость". Самая важная задача? "Навести порядок".

Сейчас как раз самое время этим заняться. Аэропорт Шереметьево находится в собственности и под управлением государства и обладает практически полной монополией на международные полеты с 1980 года, когда его построили для приема гостей проходивших в Москве олимпийских игр. В последнее время, благодаря неэффективному менеджменту, он стал уступать клиентов своему конкуренту международному аэропорту Домодедово.

Домодедово тоже принадлежит государству, но этим аэропортом управляет предприимчивая частная авиакомпания под названием группа "Ист-лайн". Этот соперник, когда-то пребывавший в еще более плачевном и хаотичном состоянии, чем Шереметьево, недавно превратился в первый современный московский аэропорт.

"Наземные службы в Шереметьево делают все не так, как нужно", - говорит Дэниэль Буркард (Daniel Burkard), коммерческий менеджер компании British Airways по России.

Эта компания предполагает перенести рейсы своих самолетов из Шереметьево в Домодедово. "В начале сентября нам обещали, что установят металлические барьеры, чтобы упорядочить потоки прибывающих пассажиров, - говорит Буркард, - мы просим об этом уже 20 лет. И до сих пор ничего. Они много обещают, но ровным счетом ничего не меняют. Домодедово более западный аэропорт".

Расцвет аэропорта в Домодедово, который теперь наполнен автоматами по продаже капуччино и буфетами, свидетельствует о том, что конкуренция в России может перевернуть даже самые консервативные монополии. Поскольку российское правительство пытается представить себя реформатором в глазах западных правительств и инвесторов, переоборудование того самого места, с которого иностранцы начинают знакомство с Россией, выглядит весьма запоздалым.

У Беляева есть список всех проблем аэропорта, распечатанный на лазерном принтере: "Аэропорт в глубочайшем кризисе. Клиенты крайне недовольны. Пассажиры после долгого ожидания не получают необходимых услуг. Иностранцы по прибытии в аэропорт впадают в состояние шока".

Новый директор, назначенный в прошлом месяце по рекомендации нескольких кремлевских реформаторов, только приступил к решению этих задач.

Но решаются они тяжело. Аэропорт Шереметьево крайне перегружен. Поток иностранных туристов, который не был большим в советские времена, после падения коммунизма удвоился. Годовой пассажирооборот аэропорта увеличился почти в два раза и составил 11 миллионов человек. Две взлетно-посадочные полосы, примыкающие друг к другу так, что фактически работают как одна, перегружены. Инфраструктура аэропорта работает на пределе.

Персонал аэропорта практически не изменился с советских времен. Это "елейные" люди, а это, по словам Беляева, употребившего вежливый русский эпитет, означает, что они циничны и склонны приворовывать. Например, были приобретены новые тележки для багажа, которые были помещены в одном месте под табличкой "Бесплатные тележки для багажа". Но в течение нескольких дней тележки оттуда исчезли, поскольку персонал стал выдавать их за деньги с целью извлечения дополнительных доходов.

Это указывает на более серьезную проблему, от которой страдает аэропорт - он переполнен тем, что Беляев дипломатично называет "частными предпринимателями", назначающими высокие цены за услуги и устраняющими всякую конкурентов путем применения грубого насилия. По оценкам Беляева, половина услуг, оказываемых на территории аэропорта, находится в тени, и не приносят никаких денег в кассу аэропорта. Даже места, отведенные под парковку машин, контролируются группировкой бизнесменов, не имеющей никакого отношения к аэропорту.

По словам Беляева, "можно отделать аэропорт мрамором и золотом, можно принимать стратегические решения глобального характера, но самую большую проблему представляют маленькие интересы маленьких людей".

Компания "Ист-лайн" в середине 90х открыла в аэропорту Домодедово магазин, в 1995 году построила собственный грузовой терминал, а спустя два года устроила серьезную ревизию существующего положения дел. В результате не у дел оказались множество предпринимателей, подрабатывавших на территории аэропорта, кроме того, весь персонал обязали изучать английский язык.

Реакция на это была более чем прохладной. Один из менеджеров вспоминает, как работники спрятали копировальный аппарат и новые стэплеры в комнате, которую закрыли на ключ. "Мне нужно было сделать несколько копий, а они сказали, что я должна вызвать специалиста по работе с ксероксом и взять у главного менеджера ключи от комнаты, - рассказала Юлия Мазанова, помощница 33-летнего директора компании "Ист-лайн" Дмитрия Каменщика. С самого начала они нас невзлюбили".

"Ист-лайн" начинала как чартерная компания, организовывавшая полеты в Китай и Корею, под крылом государственных авиакомпаний. Именно она превратила Домодедово из темного зала без скамеек, наполненного игорными автоматами и торговцами пивом и орешками, в аэропорт международного класса с отдельным залом ожидания для пассажиров с маленькими детьми. Вопиющее исключение представляет служба такси аэропорта.

Эти перемены не заставили долго ждать и новых клиентов. Вторая по величине российская международная авиакомпания Трансаэро, в апреле прошлого года отказалась от услуг аэропорта Шереметьево. Через шесть месяцев в Домодедово переместилась компания Swiss Air, на сегодняшний день обанкротившаяся. Представители компании "Ист-лайн" провели переговоры с авиакомпанией Lufthansa, а переговоры с компанией Boeing о подписании контракта на обслуживание ее самолетов в России подходят к завершению.

Главная российская международная авиакомпания Аэрофлот выразила интерес к переносу нескольких грузовых рейсов в Домодедово. Ее основной аэропорт - это Шереметьево. Такой шаг может стать важной победой Домодедово.

Директор авиакомпании "Ист-лайн" бывший студент-социолог Каменщик выражает надежду, что Домодедово постепенно вытеснит Шереметьево с позиций главного российского международного аэропорта. Компания инвестирует 25 миллионов долларов в масштабное расширение и планирует увеличить свой годовой пассажирооборот на 25%, в то время как этот показатель на сегодняшний день составляет 4 миллиона человек. У аэропорта есть свои специфические проблемы, например, он расположен далеко от Москвы, даже дальше, чем Шереметьево. Компания "Ист-лайн" в сотрудничестве с министерством железнодорожного транспорта России запускают безостановочный экспресс с одного из московских вокзалов. Первый такой состав будет пущен летом этого года.

Шереметьево также планирует расширяться. Но руководство аэропорта запуталось в спорах по поводу вопросов финансирования с Аэрофлотом, являющимся его партнером по проекту. Аэрофлот утверждает, что сумма в 1,5 миллиарда долларов, изначально запланированная на строительство нового терминала и ремонт старых, более, чем в пять раз превышает реальные затраты. Пассажирооборот Шереметьево составляет одну треть от пассажирооборота аэропорта Кеннеди в Нью-Йорке, но при этом его годовой доход составляет 20 миллионов долларов - меньше, чем одну шестую часть от прибылей аэропорта Кеннеди.

Буркард из British Airways заметил две небольших обнадеживающих перемены в Шереметьево: с приходом Беляева тележки для багажа предоставляются в бесплатное пользование и доступны каждому, а таксистов оттеснили к выходу. "Безусловно, мы не можем судить о новом начальстве только по тому, что перевозка личных вещей стала бесплатной, - говорит он. - Но хорошо уже то, что они начали хоть что-то делать".