Вашингтон, 5 февраля - Государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin Powell) заявил сегодня, что Соединенные Штаты намереваются согласиться с требованием России о заключении "юридически обязывающего" соглашения о сокращении ядерных боеголовок, либо в форме договора, одобренного Конгрессом, либо в виде менее официального документа. Однако он не дал никакой информации по большинству деталей, которые, по словам чиновников, еще разрабатываются.
Отвечая на скептические вопросы сенатора-республиканца от штата Небраски Чака Хейгала (Chuck Hagel), госсекретарь Пауэлл также выразил убеждение, что упоминание президентом Бушем (Bush) Ирака, Ирана и Северной Кореи в качестве "оси зла" было не просто "цветистым выражением - он действительно имел это в виду". Он заявил, что сделанное Ираком Организации Объединенных Наций предложение о возобновлении переговоров "практически не подлежит обсуждению", так как инспекторы по вооружениям должны быть допущены обратно в страну без всяких условий.
Когда президент Буш и президент России Владимир Путин в ноябре пообещали сократить в ближайшие десять лет свои запасы ядерного оружия практически на две трети, чиновники из администрации сопротивлялись стремлению России оформить это официальным соглашением. Некоторые сотрудники Белого дома утверждали, что каждая сторона просто должна решить, сколько боеголовок она оставит, и затем информировать другую сторону.
Официальные лица сообщили, что после этого в ходе подробных переговоров был сделан вывод, что желательно иметь некоторое письменное соглашение, и, выступая этим утром на слушаниях в Комитете Сената по иностранным делам, в своих комментариях по данному вопросу госсекретарь Пауэлл заявил именно это. Каждой стране предстоит сократить свои ядерные арсеналы до уровня в 1700 - 2200 боеголовок.
"Мы ожидаем, что, когда мы зафиксируем эти сокращения на бумаге, это будет представлять собой юридически обязывающий документ, и мы в настоящее время изучаем различные способы, какими это можно осуществить", - сообщил Колин Пауэлл председателю комитета Джозефу Байдену (Joseph R. Biden). "Это может быть президентское соглашение (договор, заключаемый президентом с иностранным государством и не требующий утверждения сената - прим. пер.), по которому представители обеих палат Конгресса смогут высказать свое мнение, или же это может быть договор. И мы ищем с русскими и в администрации наилучший способ сделать этот документ юридически обязывающим или иным официальным соглашением".
Он не говорил о другом требовании России, заключающемся в том, что Вашингтон должен уничтожить снятые с вооружения боеголовки, а не хранить их, как предложила администрация Буша. После проведенных в Вашингтоне на прошлой неделе переговоров с заместителем госсекретаря по вопросам контроля за вооружениями Джоном Болтоном (John R. Bolton) заместитель министра иностранных дел России Георгий Мамедов сделал заявление, в котором отметил, что соглашение "будет юридически обязывающим документом, предполагающим радикальные и надежно контролируемые сокращения".
Джозеф Сиринсионе (Joseph Cirincione), ведущий научный сотрудник вашингтонского Фонда Карнеги за международный мир, заявил, что остается один важный вопрос: "Что, конкретно, мы собираемся облекать в форму договора?"
"Администрация, вероятно, хочет заключить юридически обязывающее соглашение, предусматривающее сокращение вооружений до определенного уровня, и возможность контроля за этими сокращениями, но не предусматривающее их необратимость, - заявил Сиринсионе. - А русские хотят заключить юридически обязывающее соглашение, предусматривающее значительные и необратимые сокращения".
Американские и российские участники переговоров должны снова встретиться в Москве в этом месяце, надеясь подготовить соглашение, которое г-н Путин и г-н Буш смогут подписать этой весной в Москве.
Высокопоставленные чиновники администрации сообщили, что переговоры идут лучше, чем этого можно было ожидать, принимая во внимание недовольство России решением г-на Буша о создании системы национальной противоракетной обороны, и его последующим выходом из Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года, который запрещал создание таких систем.
"Почему русские должны с этим соглашаться? - спрашивает г-н Сиринсионе. - Президент Путин коренным образом переориентировал свою политику в сторону Запада. А Соединенные Штаты еще раз продемонстрировали свое подавляющее военное превосходство. И, в-третьих, символизм для русских может быть важнее содержания. Юридически обязывающее соглашение всегда было нужным им символом равного статуса".
В ходе более чем двухчасовых, охватывающих широкий круг вопросов слушаний, посвященных ежегодному бюджетному запросу Государственного Департамента, госсекретарь Пауэлл пролил мало света по своим взаимоотношениям с Белым домом по различным вопросам. Он постарался заверить сенаторов, что президент Буш в свой речи "О положении страны" преследовал цель сделать продуманное заявление о том, что Вашингтон не будет оставаться в стороне и позволять государствам-изгоям экспортировать оружие массового поражения или терроризм.