"У России свой собственный подход", с таким заголовком вышла во вторник, 5 февраля, газета "Коммерсант", на следующий день после визита в Кабул министра иностранных дел России Игоря Иванова. Визит стал первым появлением в Афганистане российского официального лица после вывода советских войск в 1989 году. Комментаторы в Москве повторяют это при всяком удобном случае: вопреки антитеррористической коалиции, у Москвы есть собственный взгляд на афганскую проблему, который значительно отличается от американской позиции.
Акцент сделан на тесные связи, которые Россия поддерживает уже много лет с таджикской группой во временном афганском правительстве. В то время как Хамид Карзай (Hamid Karzaï), пуштун по происхождению, напротив, считается в Москве ставленником Вашингтона.
Визит господина Иванова стал преддверием скорого прибытия в Москву (10 февраля) министра обороны Афганистана, генерала Мохаммеда Фахима (Mohammed Fahim), в прошлом - правой руки Ахмад-Шаха Масуда (Ahmed Chah Massoud), операции которого против талибов российская армия поддерживала из Таджикистана. Другие "ключевые фигуры" афганского правительства также могут совершить визит в Москву, по данным агентства Интерфакс: министр внутренних дел Юнес Кануни (Younès Kanouni) и министра иностранных дел Абдулла (Abdullah). Визит господина Карзая запланирован на март. Целью Москвы, по мнению комментаторов, является упрощение вхождения "про-российской группы" в афганское правительство. В Кабуле "понимают необходимость того, чтобы Россия играла важную роль", - заявил Игорь Иванов.
Москва хочет принять участие в восстановлении Афганистана, сказал министр. По официальной версии, оно должно принять форму "реабилитации проектов, выполнение которых было начато Советским Союзом" с 1979 по 1989 (сеть электроцентралей, дороги). Но в финансовом плане Россия берет самоотвод. На конференции в Токио, где страны Запада обещали внести 4.5 миллиардов долларов в экономику Афганистана, Москвой не было названо никакой суммы.
Российский министр прибыл в Афганистан из Индии, где упрочил важные связи между Москвой и Дели. Россия является главным поставщиком вооружений в Индию (сумма сделок увеличилась до 11 миллиардов евро, по данным "Коммерсанта"). Перед лицом критики США в адрес Ирана, Москва и в этом вопросе стремится занять иную позицию. "Нужно выявить реальные угрозы, а не воображаемые опасности", - заявил в понедельник премьер-министр России Михаил Касьянов, на встрече с Джорджем Бушем (George W. Bush) в Вашингтоне.
У России есть собственный список стран, представляющих террористическую угрозу, заметил в свою очередь российский министр обороны Сергей Иванов во время визита в Рим, упомянув о "многочисленных сторонниках радикального ислама, весьма агрессивно настроенных, получивших образование в исламских институтах Саудовской Аравии, Египта и Пакистана".
Перемена настроения.
Четырехмесячное присутствие американских солдат в Центральной Азии не ставится под вопрос в Кремле, но вызывает постоянные перемены настроения у российских военных. Москва рассчитывает быть в курсе хода развития событий в регионе касательно энергетических вопросов, как показали недавние визиты в Россию президентов Азербайджана и Туркменистана (где был поставлен вопрос о создании "евро-азиатского союза производителей газа"). Также Москва рассчитывает умножить усилия для того, чтобы принять участие в дележе ресурсов Каспийского моря, в целях сохранения за собой права на экспорт каспийской нефти через российские газопроводы.