Жиль Кепель (Gilles Kepel), крупный специалист по исламу, пожелал проникнуть в суть драмы 11 сентября, воспользовавшись своими источниками на Ближнем и Среднем Востоке и связями, которые ему удалось завязать там. Книга "Хроника одной войны на Востоке" появилась на этой неделе. Путевой дневник в поисках смысла и памяти, дорога, проходящая через Египет, Ливан и страны Аравийского полуострова. Избранные страницы
Я прибыл в Катар в воскресенье, чтобы воспользоваться присутствием на месте шейха Йусефа аль Кадрхави (Youssef al Qardhawi), который ведет на канале "Аль-Джазира" передачу "аль шариа ва-ль хайат (закон ислама и жизнь), транслируемую напрямую из его дома. Он проповедует суннитское учение на арабском языке всему миру. Вот уже двадцать лет, как я слежу за карьерой, речами и перемещениями этого египтянина, бывшего члена Братства мусульман, который сидел при Насере (Nasser), уехал в Катар и принял там гражданство (редкий случай). Он был наставником студентов-исламистов в Египте при Садате (Sadate), где я слышал его проповедь перед толпой, собравшейся на молитву по случаю праздника Аида. Президент Алжира Шадли (Chadli) призвал его на помощь, чтобы придать режиму FLN легитимности в годы, предшествовавшие рождению Исламского фронта Спасения. Он был духовным лидером молодых воинствующих европейских исламистов, плодовитым автором, чьи труды переведены на множество языков - продажа его книги "Дозволенное и недозволенное в исламе" в то время была запрещена во Франции министерством внутренних дел. Он является хозяином веб-страницы "Yussif Qardhawi homepage" и членом совета религиозного надзора многих исламских банков; функция совета - наблюдать, чтобы финансовые операции соответствовали букве священного писания; в задачу богословов-законоведов (улемов) входит также привлечение клиентов).
Короче говоря, Йусеф Кардхави везде, где можно услышать слово "суннит", или почти везде. Его домашняя передача на канале "Аль-Джазира" является "гвоздем программы", станция предоставила этому "практикующему телевизионщику" возможность обойти своих соперников по программной сетке. Не обошлось без ревности, ведь в исламском мире религиозная иерархия подвижна, - в отличие от католицизма. Поэтому богословы вынуждены бороться за свое место на рынке, перед лицом соперников, которые прибегают к помощи государств или финансовых групп, которые хотят осуществить свои цели. За несколько дней до нашей встречи Кадрхави было отказано в праве пересечь границу соседних Объединенных Арабских эмиратов, по невыясненным мотивам - но каждый в регионе отметил это себе.
Его телепередача и его сайт строятся по сходному принципу: телезрители и интернет-аудитория задают вопросы о той или иной индивидуальной или социальной практике, и "ислам отвечает" - как всегда делалось, когда верующий приходил к толкователю закона в мечеть. Богослов, к которому обращаются с ходатайством, выносит фатву - юридическое суждение, основанное на священном писании. Его суждение авторитетно, он является душеприказчиком, доверие к нему основывается лишь на религиозном знании.
Сегодня эта традиция нашла себе новое применение в информационных технологиях - и самый ловкий кибер-предсказатель одерживает победу над конкурентами. И в исламе посредником является сообщение. Религия Пророка живет во времена глобализации.
Такие религиозно-юридические консультации касаются всех сфер жизни: ученых мужей спрашивают о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Это может касаться отношений на работе, договоров, войны или мира, досуга (саудовские богословы недавно запретили покемонов, что ускорило падение акций японского производителя этих игрушек), обрядов - даже тех, которые целомудренное телевидение считает непристойными, что не мешает страстным занятиям исламских кодификаторов (нечто подобное есть и в иудаизме). "Дозволенное и недозволенное в исламе" изобилует установлениями касательно секса и даже позиций в половом акте. И шейх Кардхави не боится заводить разговор о куннилингусе и фелляции. Он охватывает весь телевизионный спектр - от молитвы до ток-шоу. Он говорит обо всем - и всемирная аудитория верит, что ислам говорит его устами. [...]
Когда я спросил его, что он думает о бен Ладене (Ben Laden), придает ли он значение его религиозным декларациям, он ответил мне, что последний никогда ничего не публиковал, чтобы можно было судить о его познаниях; он никогда не был толкователем, никогда не выносил юридического заключения, никакой фатвы: он - составитель проповедей (ва" ез), что соответствует самому низкому рангу в современной иерархии проповедников. Именно отсутствие знаний ввело его в заблуждение, он совершил ошибку, объявив "джихад" Западу: для Кардхави объявлять священную войну Западу - бессмысленно сегодня, когда существует Интернет и спутниковое телевидение. Пропаганда и экспансия ислама, прозелитизм - могут проходить без насилия. Джихад против Запада может поставить под вопрос все многолетние терпеливые усилия по укоренению ислама на Западе, распространить подозрения всюду.
Шейх обрушивается на футболиста.
Шейх мечет громы и молнии в адрес пресс-атташе бен Ладена, кувейтского футболиста Абу Гейта (Abou Gheith) (иронически прозванного бен Гейтом), который призвал мусульман не летать на самолетах, в ожидании следующего теракта, и побуждал правоверных, перебравшихся на Запад, к возвращению. По своим мотивам, и чтобы избежать превращения американских мусульман в "пятую колонну", Кардхави написал фатву, которую принял американский богослов египетского происхождения - разрешить мусульманам, служащим в американской армии, принять участие в войне против талибов. Поднялся большой шум: 20 октября я наблюдал в Дамаске на канале "Аль-Джазира" дебаты между американскими мусульманами по этому вопросу - названный выше учитель принимал участие в обсуждении - полный человек, чей акцент выдавал его заокеанское происхождение, не мог вызвать симпатии у телезрителей на Среднем Востоке, которые были восхищены бен Ладеном. Местная пресса сильно на него напала, но поддержка, оказанная шейхом Кардхави, отвратила преследователей. Я ясно спросил его: "Если американские мусульмане могли сражаться против талибов, то можно ли считать джихадом войну, которую вели талибы против США, когда те бомбили Афганистан?". Для Кардхави в этом нет никаких сомнений: в данном случае речь идет о джихаде в целях защиты, предусмотренном в священных текстах. Американские бомбардировки стали знаком того, что не мусульманские армии атакуют территорию ислама: мулла Омар был вправе призвать всех правоверных на планете прийти к нему на помощь. Я задал другой вопрос: "Когда талибы отбивали атаки Северного Альянса - состоящего из бойцов-мусульман - имели ли они право объявить джихад и просить о помощи? Он ответил, как отрезал: Нет - это не джихад, ни в коем случае. Случай с бен Ладеном и "Талибаном" представляется мне компрометирующим: улемы не пришли к ним на помощь, только внешне показав солидарность с Афганистаном, но и выражения солидарности закончились, как только бойцы Северного Альянса нарушили баланс сил. Они уже взяли тогда Мазари-Шариф и, какая разница, что узбекский генерал Рашид Дустум (Rachid Dostom), осаждавший город, никогда не был образцом милосердия - еще с того времени, когда он служил прокоммунистическому режиму в Кабуле. В глазах улемов достаточно человеку облечься в одежды ислама, как возбуждение против него джихада будет невозможно.
Идет ли сейчас оборонительная Священная война? Шейх назвал три места, где такая война ведется: в Кашмире (против индийцев), в Чечне (против русских) и, особенно, в Израиле.