Ровно неделю назад президент Джордж В. Буш (George W. Bush) в своем обращении, касающемся состояния Союза, конкретизировал одно из общих мест дипломатии Соединенных Штатов: так называемые безответственные государства, получившие такое определение во времена последнего президентского срока Клинтона (Clinton), превратились в треугольник, состоящий из Ирака, Ирана и Северной Кореи, который был окрещен "осью зла".
Новый перл республиканского красноречия, примененный для определения стран, считающихся угрозой для США, не понравился ни России, ни Китаю, и вызвал приглушенную критику со стороны европейских союзников, которые не согласны засовывать в один мешок три столь различные страны. Но, будь что будет, а, уничтожив афганскую угрозу, администрация Буша продолжает войну против терроризма - в недавнем докладе калифорнийского исследовательского центра Center for Strategic and Budgetary Assesments указывается, что после 11 сентября правительство и Конгресс направили 58000 миллионов долларов на борьбу против терроризма - и эти три страны полагаются основным источником угрозы на ближайшие несколько лет.
В докладе, который ЦРУ ежегодно направляет в Сенат Соединенных Штатов (Foreign Missile Developments and the Ballistic Missile Threat Trough 2015), говорится о потенциальной угрозе - итоги 2001 года были подведены в декабре - и описывается арсенал находящийся в распоряжении Северной Кореи, Ирака и Ирана, а также рассматривается его возможное развитие. Выводы сделаны следующие:
- Северная Корея. Владеет сотнями ракет Scud и No Dong (эти последние были испробованы в 1998 году и имеют дальность поражения цели 1300 километров), кроме того, у нее есть возможность "в скором времени провести испытания межконтинентальной ракеты Taepo Dong-2, которая с ядерной начинкой способна достичь Аляски, Гавайских островов и континентальной части США". Тем не менее, Пхеньян добровольно принял решение до 2003 года сохранять мораторий на проведение испытаний этого вида вооружения.
В докладе секретных служб США подчеркивается, что эта страна "создала с середины девяностых годов одну, а, возможно, и две ядерные ракеты, несмотря на то, что в 1994 году заморозила добычу плутония в Йонпене (Yongbyon)". В документе отмечено, что "Северная Корея разрабытывает программы по созданию химического и биологического видов вооружения". Кроме того, сообщается, что эта страна является "практически самодостаточной для развития и создания баллистических ракет" и продемонстрировала желание продавать свои технологии другим странам.
- Иран. "Режим аятоллы владеет самым большим арсеналом ракет на Ближнем Востоке, состоящим из неопределенного количества ракет средней дальности поражения цели, таких как Shahab-3, и нескольких сотен ракет небольшого дальности действия (менее 1000 километров)". В докладе утверждается, что Ирак может создать межконтинентальную ракету, целями для которой могут оказаться Западная Европа или США; это может произойти в ближайшие десять лет, при условии получения этой страной внешней помощи, "в частности от России, Китая и Северной Кореи". Точно также, Тегеран имеет в наличие программы по созданию химического и биологического оружия, но "не владеет еще ядерным оружием".
- Ирак. ЦРУ подозревает, что Багдад сохранил небольшое количество ракет Scud и ракетных установок, и что его политика сориентирована на "воссоздание военной мощи, соответствующей периоду, предшествовавшему войне в Персидском заливе". В таком случае, говорится в докладе, "они возобновят производство ракет Al Husein (расстояние до поражаемой цели - 650 километров), Al Abbas (900 км), а также, "при значительной внешней помощи", проведут в 2010 году испытания ракет, способных поражать цель на среднем расстоянии (от 1000 до 3000 км). Кроме того, он владеет оружием химическим и биологическим; в докладе отмечается, что ядерная программа Ирака была демонтирована в 1990 году международной антисаддамовской коалицией. В докладе содержится предупреждение, что все эти угрозы могут стать реальностью, в том случае, "если в ближайшее время будут сняты или уменьшены соответствующие запреты со стороны ООН".
В документе секретных служб Соединенных Штатов подчеркивается, что, особенно после 11 сентября, существуют другие способы нападения на США с использованием оружия массового уничтожения, не требующие таких больших затрат, как развитие программ по созданию ракет. Речь прежде всего идет о террористических группировках. Но отмечается, что лишь ракеты могут дать "престиж или послужить в определенной мере разубеждению противника и сдерживающей дипломатии", которую ищут эти страны.