В каждой экономике наступает период, когда плутократы легализуются, вкладывая свои средства в дополнительные предприятия. Американские короли преступного мира делали так в конце 19 века, а в России некоторые олигархи сейчас основывают законные предприятия, на которых трудятся множество людей. Это является положительным показателем для инвесторов - вызывающим мысли о инсайдерах, предпочитающих покупать доли своих собственных компаний, а не продавать их и удаляться на отдых на Каймановы острова.
Одним из таких олигархов является 41-летний Владимир Потанин, занимающий 272 место в составленном журналом "Forbes" списке миллиардеров 2001 года (и одновременно второй богатейший человек России, чье состояние оценивается в 1,8 миллиарда долларов США). В ноябре он продал свою долю в нефтяном концерне "Сиданко" за 1,1 миллиард долларов, покинув бизнес, в который он вложил 150 миллионов долларов всего шесть лет назад. Потанин до сих пор владеет контрольным (не раскрываемым) пакетом акций "Норильского никеля", являющегося крупнейшим в мире производителем никеля и платины. Однако он переключил свое внимание с промышленности на бизнес, который извлекает прибыль, производя товары и предоставляя услуги многострадальным российским потребителям.
Избавшись от своей доли в "Сиданко", Потанин инвестировал 100 миллионов долларов в агропромышленное предприятие "Агрос" - что является по настоящему крупной инвестицией в данный сектор экономики России. Потанин говорит, что его компания уже является значимым производителем птицы и вторым крупнейшим российским поставщиком свинины. Сельское хозяйство может показаться устаревшим бизнесом; для России это авангард.
"Конкуренция на сельскохозяйственном рынке России очень низка, - заявил Потанин в интервью в нью-йоркском музее "Guggerheim", в совет директоров которого он недавно назначен. - В России на протяжении многих лет - я бы сказал, веков - сельскохозяйственный бизнес считался черной дырой. За последние десять лет многие рынки в стране уже оформились, однако сельскохозяйственный сектор пока свободен от конкуренции".
Розничная торговля является другим объектом интересов Потанина. "Все виды розничных услуг возникают именно сейчас, - говорит Потанин. - По всей России открываются сети магазинов, небольших отелей и ресторанов".
Также есть и другая возможность для бизнеса: кинотеатры. Кино было очень развито в советские времена, однако крах коммунизма привел к тому, что многие кинотеатры, являвшиеся собственностью государства, пришли в упадок. Появление видеомагнитофонов привело к тому, что россияне перестали их посещать. Сегодня многие кинотеатры не действуют или превратились в магазины или выставки. Видя эту возможность, холдинг Потанина "Интеррос" вложил недавно средства в предприятие, планирующее создать большую сеть кинотеатров по всей стране. "Розничные услуги развиваются гораздо быстрее, чем остальная часть российской экономики", - говорит Потанин.
Другие олигархи также занимают новые ниши. Михаил Ходорковский (имеющий состояние в 2,4 миллиарда долларов), контролирующий нефтяной концерн "Юкос", вкладывает средства в телекоммуникации. Нефтяная компания "Сибнефть", контролируемая, по слухам, Романом Абрамовичем (1,4 миллиарда долларов), инвестирует в страховой бизнес и банки.
Потанин исследует и более рискованные направления, такие как туризм. Может показаться странным надеяться привлечь туристов в страну, известную своей преступностью, неустроенностью и плохим питанием. Однако Потанин утверждает, что все не так плохо. "Это правда, что в России нет традиций хорошего сервиса, - говорит он. - Но, с другой стороны, уровень образования в России очень высок. На иностранных языках говорит гораздо большее количество людей, чем в других странах. Культура сервиса отсутствует, однако есть желание его предоставлять. Россиянам нравится принимать гостей и работать для людей".
Потанин надеется использовать русское гостеприимство на лыжных курортах черноморского города Сочи. "Россия входит в десятку самых посещаемых стран, - утверждает он, - однако мы не занимаем никакого места, когда речь идет о доходах от туризма".
Тенденция роста инвестиций не означает, что Россия становится страной с экономикой в западном стиле. "Вернуть деньги не так легко, как это кажется, - утверждает Александр Заславский, сотрудник нью-йоркской консалтинговой фирмы "Eurasia Group. - Происходит сближение олигархов, специализирующихся в одних отраслях, с другими олигархами, имеющими сильные позиции в иных сферах".