Россия. Большинство россиян против отмены смертной казни, закон о которой российский парламент должен ратифицировать весной, в то время как Владимир Путин дает добро на ратификацию
Это напоминает мартиролог российской элиты: 29 декабря молодая пара была бандитски убита в пригороде. Мотив: кража, принадлежавшего им автомобиля класса люкс. Убитый был внуком директора нефтяной компании "Лукойл", она - дочкой одного из деканов Московского университета. 4 января в Санкт-Петербурге, 89-летний академик, Игорь Глебов, герой социалистического труда, был убит у себя дома. Мотив: пенсия, которую он получил. 25 января наемный убийца проник в офис одной московской компании и расстрелял ее директора. 27 января жертвой пал директор гостиницы "Пекин", убитый на выходе из больницы. 31 января, и вновь в Москве, Андрей Брушлинский, также академик, был избит в дверях своей квартиры, а потом задушен. Мотив: кража. В тот же день, один 46-летний директор завода подвергся нападению у себя дома и умер под пытками бандитов. Первого февраля, пришел черед директора банка пасть от руки киллера. И 5 февраля, директор одного из крупнейших рекламных агентств Москвы был расстрелян в своем "Мерседесе".
Эта пляска смерти мгновенно оживила споры о смертной казни, вопрос о которой все еще не решен в России, с тех пор, как Борис Ельцин наложил на нее мораторий под давлением Совета Европы. Сегодня раздаются голоса о снятии этого моратория, под предлогом того, что Россия еще "недостаточно цивилизована", чтобы позволить себе роскошь отмены высшей меры наказания. Так считают в журналистских коллективах, в депутатской среде, в региональных газетах, академики в письмах Владимиру Путину требуют "расстрелять убийц". Проблема состоит в том, что Владимир Путин твердо высказался за отмену смертной казни, заметив, что "государство не имеет право отнимать то, что дано человеку свыше".
Анатолий Приставкин, один из советников Путина, подтвердил эту позицию: "Народ хочет скорее не смертной казни, а справедливого суда. Ибо, если мы восстановим смертную казнь, то скоро станет очевидно, что это - неправый суд, которого всегда будут избегать "люди с положением"". И весьма про-путински настроенный редактор "Известий" и государственного канала ОРТ, Максим Соколов, бичует родных и близких погибших, взывающих к мести: "Государство не должно отвечать на такого рода личные просьбы, продиктованные скорбью. Смысл государственного правосудия как раз состоит в том, чтобы не поддаваться таким слепым чувствам".
Остается добавить, что, по крайней мере, 89% россиян - против отмены смертной казни, закон о которой парламент должен ратифицировать весной. Оппозиция слегка озадачена позицией Кремля, который примеряет наряд любезности, - прозападная линия обязывает. Оппозиция выбрала следующий угол атаки: ее представители спрашивают министра внутренних дел, Бориса Грызлова, как могло случиться, что большинство из этих убийств совершено среди бела дня, почти на глазах у милиции. До сего момента, министр не дал ответа.