Вчера, во время встречи с группой интеллектуалов, принц Фелипе был полностью проинформирован о состоянии российской политики, в частности, по словам одного из присутствовавших, он заинтересовался вопросом о свободе слова в России. Дон Фелипе, который встретится сегодня с президентом Владимиром Путиным, впервые находится с официальным визитом в России, приуроченным к 25-летней годовщине восстановления дипломатических отношений между Мадридом и Москвой. Вчера Принц присутствовал на открытии в российской столице представительства Института Сервантеса.
Это событие представляет собой качественный скачок для культуры Испании и испанского языка в России. На строительство нового центра было затрачено 5,5 миллионов долларов, он занимает здание в неоклассическом стиле в том месте, где раньше находилась усадьба графа Гагарина. По своему рангу представительство Института Сервантеса находится на той же ступени, что и центры в Париже, Нью-Йорке и Лондоне.
"Институт Сервантеса - это открытое окно для тех стран Латинской Америки, которые хотят познакомить других со своей культурой, искусством и творчеством", - отметил вчера Принц, открывая этот центр, занимающий площадь в 2000 квадратных метров и имеющий оборудованные самой современной техникой 11 аудиторий для изучения испанского языка. Открытость Института была провозглашена и его президентом - Хоном Хуаристи (Jon Juaristi).
В полдень, во время ланча, устроенного послом Испании в России Хосе Мария Роблес Фрага (José Maria Robles Fraga), представители культурной и политической элиты Москвы, предоставили вниманию Принца широкую панораму российской действительности и проблем страны, и даже, как сообщили этой газете трое из одиннадцати присутствовавших на встрече, начали горячо спорить друг с другом. Они пытались дать ответ на три заинтересовавших Принца вопроса: внутренняя ситуация в стране, роль России в мире и ее отношения с Испанией.
Независимая радиостанция
Относительно первого пункта наиболее жесткими были высказывания Алексея Венедиктова, редактора радиостанции Эхо Москвы - единственной независимой, критически относящейся к действиям Кремля. Проводя аналогию с переходным периодом в Испании, журналист обвинил Путина в желании предстать в двух ипостасях: похожим на короля Хуана Карлоса (Juan Carlos) и на подполковника Техеро (Tejero). Смеясь, Принц заметил, что обе испостаси кажутся несовместимыми.
С Венедиктовым начал спорить Максим Соколов, комментатор первого канала государственного телевидения и газеты Известия. Консервативно настроенный националист Соколов обвинил Эхо Москвы в узкой интерпретации свободы выражения своих мыслей, не затрагивая проблем коррупции и злоупотребления властью, которые, по его мнению, воцарились в московской администрации во время правления мэра Юрия Лужкова. По отношению к принцу мэр выступил вчера в качестве гостеприимного хозяина как во время посещения мэрии, так и во время ужина в своей частной резиденции. Журналистка Людмила Телень умерила тон дебатов, отметив, проблемы, возникающие из-за экономической слабости средств массовой информации.
Депутат Владимир Рыжков, выступающий за интеграцию России в Европу, отметил, что российский переходный период много труднее испанского и высказал свою "озабоченность" состоянием демократии в России. Обращаясь к Принцу Рыжков отметил, что на смену коррупции и децентрализации, характеризующих первые десять лет переходного периода в России, приходят сегодня централизация власти, закрытие критически настроенных каналов телевидения и слабый парламентаризм. Политолог Игорь Бунин объяснил, что в России с каждым днем становится все больше людей с "царистской психологией", тех, что не хотят конфликтов и готовы передать свою ответственность правителям страны. По этой причине, сказал Бунин Дону Фелипе, конфликты из-за свободы выражения своего мнения не получили широкой поддержки среди населения.
Во время беседы Принц показал, что ему хотелось бы прочесть одну из книг Виктора Пелевина, автора Generation П и одного из самых популярных писателей среди российской молодежи.