"Мы предложили нашим европейским собеседникам [создать] совместную ячейку для борьбы против терроризма", - сообщил EL PAIS заместитель министра иностранных дел Ирана Али Ахани (Ali Ahani). Посетивший на этой неделе Мадрид в рамках официальной встречи с европейской тройкой, Ахани таким образом ответил на последние обвинения американцев, которые поместили Иран в так называемую "ось зла" вместе с Ираном и Северной Кореей. Хотя заместитель министра не уточнил деталей своего предложения, но заверил, что европейская сторона пообещала изучить его.
"Мы всегда были и будем готовы к сотрудничеству с международным сообществом в борьбе против терроризма, но не под флагом США, а в рамках ООН, - отмечает заместитель министра Ахани. "С начала кризиса в Афганистане мы конструктивно сотрудничали в этом направлении и это сотрудничество было признано во всех частях мира", - говорит представитель иранского МИДа, перед тем как подчеркнуть, что его страна сыграла "важную роль в уничтожении режима талибов, а также для получения позитивных результатов на совещании в Бонне".
Что в таком случае могло произойти, если Соединенные Штаты сменили свою изначальную хвалу в адрес Ирана за их молчаливую поддержку на опаснейшие обвинения практически равнозначные объявлению войны?
"Это надо спросить у [президента Джорджа] Буша (George Bush)", - отвечает, до сих пор не поверивший в обвинения, Ахани. "С самого начала мы закрыли с нашей стороны 900 километров границы с Афганистаном для того, чтобы они не стали объектами нападения и вновь вели визовый режим для граждан стран Персидского залива. Вне всякого сомнения, Соединенные Штаты получили пользу от таких мер. Весьма печально, что Буш забыл так скоро наше сотрудничество с международным сообществом", - жалуется Ахани, отражая то неприятное ощущение, которое вызвало последнее выступление американского президента у населения и правительства Ирана.
Слова, достойные сожаления
"Слова, сказанные им, вызвали критику даже в самих Соединенных Штатах, - настаивает Ахани. - Европейские страны также приняли их недоброжелательно. Сегодня утром [во вторник] я встречался с министром [испанским Хосепом] Пике (Joseph Pique), и он указал мне на то, что ЕС принимает свои собственные решения и не действует по указке Вашингтона".
Иранский заместитель министра смог убедиться в этих различиях во время переговоров, состоявшихся в Мадриде. "Распорядок встреч был оговорен заранее, и они прошли в дружественной атмосфере; к счастью, безответственные высказывания никоим образом не помешали нашему диалогу".
"Заявления Буша могут ослабить международную солидарность, сформировавшуюся после трагедии 11 сентября для борьбы против терроризма, - предупреждает Ахани, который приписывает их кампании израильских лобби. - Это очень печально, и Буш должен ответить за это".
"Мы подписали международные конвенции по оружию массового уничтожения и соблюдаем соглашения, подписанные нами", - настаивает заместитель министра, пытаясь обезоружить обвинения Соединенных Штатов в том, что Иран производит биологическое оружие и пытается разработать программу по созданию ядерного вооружения. Хотя иранские ядерные сооружения регулярно инспектируются Международным агентством по атомной энергии, Соединенные Штаты надеются, что будут проведены новые более эффективные проверки по выявлению возможной скрытой деятельности.
Ахани также отвергает обвинения министра обороны США Дональда Рамсфельда (Donald Rumsfeld) в том, что Иран предоставляет убежище талибам и членам Аль-Каиды. "Ни под каким предлогом мы не позволим, чтобы наши границы были использованы теми, кого обвиняют в терроризме. Наши органы безопасности получили четкие инструкции немедленно задерживать любого подозреваемого в принадлежности в Аль-Каиде", - заверяет представитель иранского МИД.
Но в любом случае, заместитель министра принимает мысль о том, что могут существовать "некоторые слепые места", и говорит, что если им будут предоставлены доказательства, они готовы внимательно изучить их. "Мы не поддерживаем дипломатические отношения с Соединенными Штатами, поэтому, экстрадиция невозможна и нет политической решимости выдавать [этой стране] задержанных подозреваемых, но они, как минимум, будут отправлены в страны их происхождения".