Россия. Правительство отклонило проект альтернативной службы, предложенный военными. Три других версии находятся на стадии рассмотрения. Молодые россияне всеми способами пытаются уклониться от службы, опасаясь попасть в чеченскую трясину.
"Это нечто среднее между службой в армии и исправительной колонией", - воскликнул министр МЧС Сергей Шойгу. Так расценил он проект гражданской или "альтернативной службы", как говорят в России, предложенный правительству главой Генерального Штаба, Анатолием Квашниным. "Лучше тюрьма, чем такая служба", - прибавил другой министр. Следует отметить, что армия этим проектом попыталась ответить на инициативу некоторых регионов, например, Нижнего Новгорода, ввести, опираясь на Конституцию, гражданскую службу, которую не гарантирует ни один закон. И Квашнин решил сделать все возможное, чтобы отвратить кого угодно от попыток вести вольготную жизнь не в армии.
Для начала, вместо двух лет военной службы, следовало ввести 4 года альтернативной. Затем нужно было запретить служить в местах проживания, и обязать служить при военных частях, в инженерных войсках или на интендантской службе. Кроме того, нужно предъявить документы - "подписанные Духом Святым?" - спрашивают насмешники - что ваши религиозные убеждения мешают вам брать в руки оружие. И никакой параллельной учебы. "Они должны работать без перерыва. Откуда им взять время на учебу и сдачу экзаменов?", - наносит удар Квашнин.
Министры образования и культуры протестуют против пустой растраты четырех лет без всякого образования. И премьер-министр Касьянов вернул предложенный проект его автору, потребовав переработать его, а министр по социальным вопросам нашла общий язык с авторами других трех проектов, ожидающих рассмотрения в Думе, - более гибких версий, которые оставляют свободный выбор места службы и разрешают посещение вечерних курсов и заочное обучение.
Что касается решений, предложенных регионами, они не столь забавны. Если в Нижнем Новгороде строптивые работают в больницах, то в Ярославле четверо из них, после яростной судебной баталии с армией, были направлены на работу тюремными надзирателями, в совершенно нездоровых и тяжелых условиях: сырость, крысы в огромных количествах, агрессивные преступники-рецидивисты, больные туберкулезом. Не говоря уже об армейской дисциплине и обучении владению оружием. Однако дирекция тюрьмы не знает отбоя от желающих. У российских призывников есть солидные основания предпочесть любую альтернативную службу армейской: перспектива попасть в Чечню, жестокая дедовщина, иногда доходящая до смертельных случаев, и длительный разрыв с семьей, что порождает огромную дистанцию. Все четыре предложенных проекта будут обсуждаться в Думе в следующую субботу, и это будет настоящим ┘ боевым крещением для альтернативной службы.