Ташкент, Узбекистан. - Исламские экстремисты, хотя они и были отлучены от власти в Афганистане, до сих пор имеют неплохие шансы захватить власть в некоторых соседних государствах. Одним из них является страна, которая в ходе недавнего кризиса сильнее всех сблизилась с Западом. Жестокая политика Узбекистана, направленная на подавление исламских активистов, может вызвать совершенно противоположные последствия.
Узбекистан является самым важным стратегическим государством экс-советской Средней Азии, давним центром исламского учения, и путеводной звездой для этнических узбекских меньшинств в соседних странах. Если волне религиозного фанатизма суждено лишить власти президента Узбекистана Ислама Каримова, то возникнет она как раз на искусственных государственных границах, унаследованных с советских времен.
В свете ужасных событий 11 сентября такие угрозы, естественно, занимают второе место в расчетах Соединенных Штатов. Вашингтону срочно нужен был доступ к воздушным базам недалеко от границы с Афганистаном, и г-н Каримов не сомневаясь ответил предложением сотрудничества. Коммерческие авиалайнеры, приземлявшиеся в прошлом месяце в главном гражданском аэропорту Ташкента, следовали по полосе непосредственно мимо транспортного самолета ВВС США; ни одна из сторон не старалась скрыть американского присутствия.
Однако, трезвая политика уступает место немедленным тактическим нуждам. Наиболее серьезная долгосрочная угроза стабильности и свободе Узбекистана исходит от самого г-на Каримова. В стране, 80 процентов населения которой проповедуют ислам, правительство проводит самую агрессивную антиисламскую политику на территории бывшего Советского Союза. Живущий в Москве узбекский эмигрант обладает большей свободой следовать своей религии, чем его родственники на исторической родине.
В Ташкенте в разговоре с представителями института Кестона, оксфордского исследовательского центра, наблюдающего за соблюдением религиозных свобод, местный парикмахер сказал, что он забыл, как подравнивать бороды, потому что, по его словам: "Бороды в нашей стране запрещены". Хотя никаких официальных законов не существует, другие источники также подтвердили, что носить бороды рискованно. Мужчина, имеющий этот традиционный признак уважительного отношения к мусульманской религии, если только он не пожилой, скорее всего будет задержан и направлен в полицию для допроса как "подозрительная" личность. Женщины с традиционными накидками, закрывающими лицо, также могут быть подвергнуты дискриминации.
Уголовный кодекс Узбекистана включает неясно сформулированный запрет на использование религии "в целях нарушения гражданского согласия". Закон 1998 года определяет, что только организации, официально зарегистрированные в министерстве юстиции - которое всячески препятствует предоставлению такой регистрации - могут осуществлять любую религиозную деятельность. В Узбекистане можно увидеть много зданий, использовавшихся ранее как мечети, однако в настоящее время закрытых властями.
Г-н Каримов, возглавлявший Коммунистическую партию Узбекистана в советские времена, возродил советскую практику подробного регулирования религиозной жизни. В стране, не обладающей какими бы то ни было традициями политической свободы, мусульманские учреждения контролируются Духовным Управлением мусульман Узбекистана, по сути - государственным агентством. Советник руководителя Управления заявил нам, что он полностью поддерживает политику г-на Каримова.
В августе правозащитная организация "Human Rights Watch" опубликовала подробную записку о религиозных преследованиях в Узбекистане, в основу которой легли сотни опросов. Вывод записки: тысячи мусульман Узбекистана были "задержаны, подвергнуты пыткам и мучениям, помещены в тюрьмы", в то время как "очень в небольшом количестве случаев власти предоставляли достоверные доказательства в поддержку своих обвинений в нарушении закона". Власти страны преследовали "людей, молившихся в мечетях, не контролируемых правительством; людей, принадлежавших исламским организациям, не зарегистрированным в официальном порядке; тех, кто имел на руках исламскую литературу, выпущенную не правительственными оргганизациями; или тех, кто собирался в частном порядке для молитв или изучения ислама, обращая на них внимание только за то, что они мирно выражали свои религиозные убеждения".
Институт Кестона задал нашим источникам вопрос о том, известны ли случаи, когда такие религиозные верующие были обвинены в соответствии с уголовным кодексом, но затем признаны невиновными. Не было приведено ни одного случая. Условия содержания в тюрьмах бесчеловечны и, как нам сказали, нередки случаи пыток и смерти. Один вышедший недавно на свободу заключенный рассказал нам, что тюремщики били его только за то, что он молился. Осуществляющееся в советском духе "закручивание гаек" также затрагивает и родственников заключенных, увеличивая тем самым количество недовольных.
Некоторые силы готовы использовать такое печальное положение дел. Исламское движение Узбекистана недвусмысленно настроена насильно свергнуть нынешний режим и заменить его исламским государством. Оно начало осуществлять вооруженные нападения на Узбекистан с заграничных баз. Менее экстремальным является узбекское отделение международной организации "Хизб - ут - Тахрир" (Партия свободы), которая выступает за объединение всех мусульман мира в единый халифат. Несмотря на то, что в прошлом эта партия публично отвергла вооруженные методы борьбы, ее заявления приняли резко антизападный характер после событий 11 сентября. "Хизб - ут - Тахрир" разделяет враждебную позицию Исламского движения Узбекистана по отношению к западной цивилизации, а также присущий этой партии антисемитизм. Ее подпольные активисты сообщили представителям института Кестона, что такие страны, как Соединенные Штаты и Великобритания, являются порождением дьявола.
Поэтому вопрос заключается не в том, существует ли для Узбекистана угроза со стороны религиозных экстремистов. Она существует. Вопрос в том, ослабят или усилят эту угрозу суровые методы нынешнего режима. Председатель Независимого общества прав человека Узбекистана Михаил Ардзинов сказал нам: "Проблема в том, что г-н Каримов ведет войну не только с экстремистами, но и со всеми серьезно верующими мусульманами".
Эта война затрагивает и религиозные меньшинства. Баптистский пастор из Ташкента сообщил сотрудникам института Кестона, что ему не удалось официально зарегистрировать свою общину, так как для властей было бы странным разрешать открытие христианских церквей после того, как она закрыла такое большое количество мечетей. Режим ввел строгие ограничения на ввоз Библий и другой религиозной литературы. К сожалению, государственный департамент США не ответил даже таким простым шагом, как отнесение Узбекистана к "странам особого внимания" в соответствии с законом США 1998 года "О международной религиозной свободе".
Заключенный после 11 сентября союз с г-ном Каримовым ставит Соединенные Штаты в двусмысленную позицию, так как они поддерживают режим, который, по сути, объявил войну исламу как религии. Это подтверждает заявления экстремистов, считающих, что Соединенные Штаты сражаются не с терроризмом, а с исламом в целом. Вашингтон не должен забывать последствий своей политики 70-х годов, когда он закрывал глаза на преследование мусульман другим светским авторитарным, однако "проамериканским" правителем, Шахом Ирана.