Вопросы о роли и структуре НАТО приобрели такое значение, какого они никогда не имели ранее. Альянс нуждается в срочном хирургическом вмешательстве, если он намеревается играть значимую роль в обеспечении мировой безопасности, как того хотят, по их словам, руководители самого важного его члена - Соединенных Штатов. Откровенные замечание генерального секретаря Организации Джорджа Робертсона (George Robertson) должны побудить правительства предпринять действия, необходимые для того, чтобы предотвратить превращение Альянса в реликт.
За последние несколько месяцев произошло уменьшение значения НАТО и роли ее европейских членов. 12 сентября они в первый раз прибегли к статье Устава НАТО о взаимной самообороне, однако Вашингтон расценил их поступок только как символический жест солидарности. Затем Соединенными Штатами были подвергнуты угрозе попытки построить более крепкий мост между Альянсом и Москвой.
Расширение Организации с 19 до 24 и более членов сделают ее более громоздкой и более политической. Это должно подстегнуть споры о том, как будет организован процесс принятия военных решений. Для надежного обоснования своего существования НАТО должна обладать военной сплоченностью и общей целью.
Силы НАТО на Балканах показали свою роль в урегулировании региональных кризисов. У Альянса есть планирующий центр, войска быстрого реагирования и постоянные военно-морские силы. Вооруженные силы его членов объединены общей доктриной и совместной деятельностью, хотя все это и сопровождается поразительной бюрократией. Все эти факторы остаются важной основой региональной безопасности и ни один из них не должен быть отброшен просто так. Однако военное влияние НАТО будет чего-то стоить, только если оно будет поддержано реальными возможностями.
Европейцы оказались поразительно неспособны эти возможности показать. Ситуация вокруг проекта создания военно-транспортного самолета А400М, пребывающая в неопределенности в ожидании, пока не закончатся немецкие политические споры о финансировании, только подтверждает подозрения Соединенных Штатов, что в Европе отсутствует реальное политические стремление к совместной обороне. Инициатива НАТО "Возможности обороны" (Defence Capabilities Initiative), имеющая целью нарастить военную мощь Альянса, провалилась, так как оказалось, что Европа не обладает необходимыми для этого качествами. Те же самые качества необходимы для создающихся сил обороны Европейского союза, что делает это мероприятие так же неубедительным.
Недостаточно просто сказать, что Европа должна увеличить расходы на обеспечение своей безопасности, с тем, чтобы восстановить военный и технологический баланс с Соединенными Штатами. Недавнее значительное увеличение расходов Пентагона делают достижение этой цели нереальным. Вместо этого европейские страны должны сфокусироваться на том, что необходимо для выполнения военных задач, которые им на самом деле под силу, в том числе гуманитарных миссий и миротворческих операций.
Реальный прогресс в наращивании возможностей будет способствовать большему доверию Соединенных Штатов к Европе, и заставит Вашингтон определить свое будущее видение Альянса. Без представления об этом у НАТО нет будущего.