Талантливый режиссер и продюсер, родившийся в Джорджии, выросший в Пенсильвании, в Вирджинии и потом в Батон Руж, в Луизиане, где он прошел курсы анимации при государственном университете, Стивен Содерберг (Steven Soderbergh) уже давно влюблен в кино.
После 11 полнометражных лент, которые можно сравнить с неопознанными летающими объектами, носящими имя этого блистательного автора, можно с уверенностью сказать, что Содерберг является сыном европейского кино, и 7-го искусства Америки одновременно. Когда ему указывают на это, он улыбается и говорит что видит себя "где-то между Говардом Хоуксом (Howard Hawks) и Трюффо (Truffaut)".
"Об этом никто не знает, но между 67 и 76 годами у нас был некий аналог того, что называется французской и английской "Новой волной". Я говорю о фильмах Годара (Godard), Шаброля (Chabrol), Жана Еусташа (Jean Eustache), Тони Ричардсона (Tony Richardson), Кареля Райша (Karel Reisz), Линдсей Андерсон (Lindsay Anderson).. Конечно, мы пришли немного позже наших французских и английских коллег, но, однако, Америка дала Скорсезе (Scorsese), Копполу (Coppola), Альтмана (Altman), Боба Рафелсона (Bob Rafelson), Денниса Хоппера (Dennis Hopper), Вуди Алена (Woody Allen), Фридкина (Friedkin), Франкенхеймера (Frankenheimer) и других. А пионером, конечно же, был Джон Кассаветс (John Cassavetes).
Эти люди заимствовали европейскую эстетику, и весьма тонко воссоединили ее с жанрами американского кино. Это движение очень сильно коснулось меня: оно родилось тогда, когда моя карьера только начиналась".
Содерберг углубляется в собственные размышления: "Я нашел источник, в том смысле, что я питался новым французским кино, глашатаями которого сделались американские режиссеры. И я понял, что это не только оригинальная эстетика, но и новая манера давать жизнь персонажам, новый ритм, новая мысль, отличная от мысли великих Джона Форда (John Ford), Вильяма Вайлера (William Wyler), Фрэнка Капры (Frank Capra), Премингера (Preminger), Энтони Манна (Anthony Mann) или Лео МакКэрея (Leo MacCarey).
Я отказался разделять узкие американские взгляды на кино.
И сегодня еще, он страстно ищет фильмы Годара, Трюффо или Бюнюэля (Bunuel), которые не видел. "Я отказался разделять узкие американские взгляды на кино. У нас считается, что есть лишь кино, "made in USA". Если бы они сегодня посмотрели то, что снимают в Испании или в скандинавских странах, они были бы весьма удивлены".
Публика США слишком сильно приучила себя к физическому действию. Она необразованна в эмоциональном плане. Необходимо изменить это, иначе мои сограждане упрутся в стенку, станут нечувствительными и некультурными. Когда на экране каждые 30 секунд звучат выстрелы, зрителю некогда думать. У него появляется дурная привычка, которая сказывается на его повседневном поведении-"
Весной, американец режиссировал римэйк "Соляриса", - научно-фантастического шедевра, который был поставлен Андреем Тарковским в 1972 году. "Тарковский был титаном киноискусства. Он снял великий фильм, мне остается подбирать крохи. Но снять римейк его фильма, перенять его желание, страсть, образ мысли - самая прекрасная работа на свете. К тому же, все хотят делать кино.
Мальчиком я ненавидел школу и прогуливал уроки. Я предпочитал думать самостоятельно и читать книги. Эта склонность позволила мне как режиссеру "скользить во времени", эта свобода - величайшее богатство, которое, к сожалению, не получить в обычной системе образования, которая не оставляет молодым людям ни минуты на то, чтобы "думать".
Шесть лет назад Голливуд бойкотировал Содерберга. Его фильмы "Кафка", "Король холма", "Цветок плоти" приветствовала критика, но публика не пошла навстречу. Затем последовали "Вне поля зрения" с Джорджем Клуни (George Clooney) и "Джекпот". С тех пор Содерберг стал самым обласканным славой режиссером Кино-Мекки. Он говорит, что все относительно: "сколько это продлится? Десять месяцев, от силы год. Кино-бизнес работает циклически. Ты на вершине, потом, почти математически точно - ты уже ниже травы. Я снял пять фильмов, в том числе "Кафку", никто не хотел его смотреть. Это меня не сильно задело, я продолжал свой путь и по-прежнему верю в свою теорию "циклов"-
В кинематографе меня интересует творчество, и то, что с ним связано: страсти, поиски и размышления. Кассовый успех оставляет меня равнодушным, я продолжаю снимать фильмы и удовлетворяю свое любопытство другими вещами. Я использую шанс оставаться стабильным эмоционально, и не спешу паниковать".