По словам представителя российской военной прокуратуры, "военные суды получили около 140 000 жалоб со стороны солдат, которые считают, что их начальники тем или иным образом нарушают их права" в 2001 году.
В интервью агентству Интерфакс, офицер, пожелавший остаться неизвестным, сказал, что "нарушение прав военных, участвующих в операциях, проходящих в экстремальных условиях, в том числе в антитеррористической операции в Чечне, вызывает крайнюю обеспокоенность".
Правозащитные организации, в особенности Комитет солдатских матерей, объявляют, что на протяжении долгих лет молодые призывники становятся жертвами притеснения и насилия со стороны их старших товарищей и начальников в частях российской армии. Изнасилования, избиение, истощение, убийства, замаскированные под суицид, - вот с чем с 1989 года сражаются матери, зачастую уже носящие траур по своим детям. По данным неправительственных организаций, практика насилия - причина многочисленных случаев дезертирства, самоубийства и попыток мятежа.
Российское военное информационное агентство (АВН) докладывает, что в 2000 году более 270 российских солдат покончили с собой, и десятки других пытались свести счеты с жизнью. Дезертирство и сведение счетов стало в российской армии разменной монетой. Низкий уровень зарплат, реформа вооруженных сил и неясные перспективы для уходящих в запас - считаются первопричинами актов самоубийства. Что касается перехода к профессиональной армии, объявленного бывшим президентом России Борисом Ельциным на 2000 год, то работа в этом направлении идет, но сроки перехода, равно как и военная реформа, отодвинуты Владимиром Путиным на 2010 год.
Кровавая погоня за двумя двадцатилетними дезертирами, которая привела к гибели 11 человек в Татарстане, в ночь с 3 на 4 февраля, свидетельствует о болезни армии и о латентном насилии, установившемся в российском обществе. Двое молодых людей, прихватив с собой два ручных пулемета Калашникова и восемь комплектов боеприпасов, посеяли ужас на своем пути, убив, по данным военных, 9 или 10 человек, из них 5 милиционеров, которые пытались их остановить. За неделю до этого два призывника, проходившие службу на границе на Чукотке, дезертировали, предварительно расстреляв из ручного пулемета командование части, а именно троих офицеров и одного сержанта.
Председатель Комитета солдатских матерей Валентина Мельникова считает, что за эту бойню ответственно "государство, которое силой забирает молодых людей в военные гарнизоны, потом делает их безумными до такой степени, что они совершают подобные вещи, и после этого бросает на них милицию". Комитет солдатских матерей борется за создание альтернативной службы, но недавно выступил против проекта министерства обороны, которое попыталось предложить правительству крайне жесткий вариант.
Сами военные не исключают, что причиной бойни в Татарстане являются "нарушения" в 31 парашютной дивизии, в теории являющейся элитным подразделением, которое участвовало в боях в Чечне. По данным военных, два дезертира не принимали участие в конфликте. Командующий воздушно-десантными войсками, генерал Георгий Шпак сформировал комиссию по расследованию дела, которая должна будет изучить "моральный и психологический климат" в ульяновском подразделении.
Следствием установлено, что один из дезертиров, сержант Шагеев, был дважды осужден за кражу. Это делает "необъяснимым" его зачисление в элитное подразделение, отметил представитель МВД, выступая на канале ОРТ. Со времени последнего призыва высшее военное руководство жалуется, что кроме психического и физического насилия, и растущей проблемы наркомании, призывники отнюдь не составляют "сливок нации". По мнению военных, на состояние дел в армии, в первую очередь, влияет рост преступности и насилия в России за последние десять лет, когда около миллиона человек находятся в исправительных учреждениях, и каждый год совершается до 30 000 убийств.