Ангела Меркель (Angela Merkel) побывала впервые в Москве в 1968 году. Тогда 14-летняя школьница заняла первое место на "Русской олимпиаде" и в качестве поощрения была направлена на "поезде дружбы" в братскую социалистическую страну. Маленькая Ангела благоговейно взирала на громадные кремлевские стены, а потом приобрела в "ГУМе" первую пластинку "The Beatles": пиратскую копию "Yellow Submarine". Анджи уже тогда чем-то отличалась от других.
С тех пор прошло больше тридцати лет. И почти ничего не осталось от того, что было раньше. Нет больше Советского Союза, а физик из Восточной Германии чудесным образом доросла до поста председателя ХДС. Даже стены Кремля больше не являются для Меркель препятствием. "Вы один из немногих немецких политиков, с которыми я могу говорить на своем родном языке", - приветствует президент Владимир Путин председателя ХДС. Та в ответ дает понять, что смогла бы и теперь в любое время выиграть "олимпиаду по русскому языку". Меркель отвечает на похвалу президента на русском языке почти без акцента, а потом переходит на немецкий язык.
Оба понимают друг друга с полуслова. Сев за стол переговоров, какое-то мгновение смотрят друг другу в глаза: за спиной Путина - статуя Петра Великого, Меркель - Екатерина Великая. Прекрасная композиция для фотографов, правда, с одним досадным недостатком: Меркель прибыла в Москву не как кандидат на пост канцлера, а как председатель крупнейшей немецкой оппозиционной партии. Когда Путин приглашал ее летом 2000 года, все выглядело еще так, будто Меркель бросит вызов канцлеру. Визит пришлось несколько раз откладывать, и вот теперь, когда он, наконец, состоялся, кандидатом стал другой человек. Однако в Кремле, судя по всему, это никому не мешает. Для беседы было отведено 40 минут, однако в итоге Путин беседует со своей гостьей из Германии полтора часа. Удивительно много времени для оппозиционного политика, чьи шансы взять в ближайшем будущем власть в Германии относительно невелики.
Меркель пользуется в российской столице явным вниманием. После Путина на тот же день были намечены встречи с министром иностранных дел Игорем Ивановым, министром внутренних дел Борисом Грызловым и с бывшим премьер-министром России Егором Гайдаром. "У меня хорошая политическая программа", - постоянно подчеркивает Меркель.
Однако тот, кто видит главу ХДС спешащей по серой и холодной Москве с одной встречи на другую, непроизвольно задается вопросом: зачем ей все это?
Заметно, что кандидату в канцлеры, которому помешали, пытается продемонстрировать в Кремле свое дипломатическое умение. В разговоре с Путиным Меркель открыто поднимает проблему свободы средств массовой информации, которая, как считают западные наблюдатели, находится после закрытия последнего негосударственного телеканала ТВ-6 под серьезной угрозой. Впрочем, делает она это, избегая прямой критики. И здесь Меркель пытается использовать оружие женщины. Она дает Путину понять, что считает "неотъемлемой" частью развития страны в демократическом направлении также и свободу прессы. В конце концов, многообразие мнений средств массовой информации вынуждены "терпеть" и политики на Западе, добавляет она, моргая глазами. Также затрагивались вопросы войны в Чечне и расширения НАТО. "Здесь наши представления, наверняка, не сходятся", - замечает осторожно Меркель.
То, что у президента есть оппозиция и внутри страны, Меркель почувствовала в первый день своего визита в Москву. Лидер оппозиционной партии "Союз правых сил" Борис Немцов охарактеризовал Путина как человека, представляющего "опасность для демократии", "своего рода Пиночета (Pinochet)". "Скажите ему об этом", - напутствовал Немцов Меркель. Но Меркель достаточно умна, чтобы вмешиваться во внутрироссийский конфликт. Более того, она выражает определенное понимание политики твердой руки, проводимой Путиным. Преобразования в России - это "геркулесова задача", которая требует подчас "больших выводов" и "большой твердости", говорит она после встречи.
Эти слова невольно вызывают в голове сравнение с местным ХДС, трансформация которого удалась его председателям лишь частично. Но здесь, в Москве Меркель выступает как сильная женщина с Запада. С осознанием долга она передает Путину "сердечные приветы от господина Штойбера (Stoiber)", а также приглашение посетить фестиваль Вагнера (Wagner) в Байройте. За это лидер ХДС получает возможность попробовать на практике свой русский: голос, известный по дебетам в бундестаге приобретает совершенно новое, почти экзотическое звучание. Удивительным образом Меркель тогда становится похожей сама на себя. Вечером за красным вином она открыто говорит о своем "расположении к России".
Но и в далекой Москве Меркель постоянно настигают известия о предвыборной кампании в Германии. То, что предвыборный штаб Союза был назван по желанию Штойбера "Командой 40 плюс", Меркель узнает на пути в гостиницу, что мало ее воодушевляет. У канцлера впереди "пара трудных месяцев", признается она с победными нотками в голосе позже на мероприятии Фонда Аденауэра (Adenauer).
С некоторого времени Меркель пытается оттачивать и свои внешнеполитические способности. Этой цели в прошлом году уже послужили ее визиты в Вашингтон и Иерусалим. Тогда - в качестве потенциального кандидата на пост канцлера. Теперь в случае победы на выборах Меркель могла бы попытаться занять пост министра иностранных дел, хотя в ее окружении подобные предположения до сих пор всячески отвергались. Возможно, самый важный пункт программы пребывания Меркель в Москве не содержал по сравнению с этим никакого драматизма. Сразу после прибытия Меркель отправилась на Новодевичье кладбище, чтобы возложить букет белых тюльпанов на могилу Раисы Горбачевой. Судя по всему, этот момент имел для лидера ХДС особое значение, поскольку она несколько раз позировала перед телекамерами.