Шведский гигант, после успеха своих магазинов в Москве, строит свой первый завод и огромный склад. Цель фирмы: использовать российские деревообрабатывающие предприятия в качестве поставщиков промышленной группы
"Мы знаем, что Россия является крупнейшим в мире поставщиком всех материалов, в которых мы нуждаемся в нашем производстве, - различные виды дерева, алюминий, фарфор, текстиль". Леннарт Дальгрен (Lennart Dahlgren), директор российского отделения "Икеа", исполнен уверенности: он объявил о создании в ближайшем будущем огромного склада в Подмосковье,- что обойдется в 40 миллионов долларов, - но это еще только начало. У шведского мебельного гиганта широкие планы: превратить Россию в "центр производства для мировой сети фирмы". Другой козырь России в глазах "Икеа" - "гигантские фабрики, наследие советского времени, которые могут производить необходимые материалы в огромном количестве. Именно это и нужно "Икеа". Кроме того, через два месяца группа откроет свой первый завод на российской территории, недалеко от Санкт-Петербурга, строительство комплекса обошлось в 15 миллионов долларов, на предприятии будут работать 250 человек. Группа ищет и другие центры производства в России. Эта стратегия объясняется феноменальным успехом, выпавшим на долю "Икеа" в этой стране: два московских магазина ежедневно осаждаются покупателями, и вскоре шведы откроют третий. Сумма сделок первого магазина, открывшегося в марте 2000, достигла 100 миллионов долларов за первый год работы, магазин вошел в десятку самых эффективных магазинов в мире.
В целях удовлетворения спроса, и, принимая во внимание высокие тарифы на импорт, интерес группы обосноваться в России становится очевидным: "Любой российский завод очень заинтересован в том, чтобы стать поставщиком хотя бы для наших магазинов в России, настолько велики наши нужды здесь. Мы надеемся, что это станет катализатором развития российских фабрик, и они будут поставлять нам материалы для всего мира", - поясняет Далгрен. Размеры складов это предусматривают - 100 000 квадратных метров предназначены для российской продукции для магазинов в Москве, но также и для экспорта - многие крупнейшие европейские и американские группы, специализирующиеся на розничной торговле, с возрастающим интересом следят за развитием событий: "Они начинают осознавать успех "Икеа", отмечает эксперт по экономике в газете "Moscow Times", и имеют серьезные намерения отвоевать часть этого рынка".
По-прежнему ситуация такова, что политическая составляющая может существенно упростить возможность интенсификации производства в России для данной промышленной группы: в апреле прошлого года, во время саммита между Путиным и Шредером (Schröder), проходившего в Санкт-Петербурге, обсуждалась возможность списания российского долга в обмен на получение немецкими фирмами акций бывших советских предприятий. В числе наиболее продвинутых проектов фигурирует приобретение многих российских фабрик группой "Икеа", которая направляет все свои инвестиции в Россию через свой филиал в Германии. Кроме того, на прошлой неделе, в Новосибирске открылся третий торговый центр в России, после Санкт-Петербурга и Москвы. По этому случаю, около ста руководителей сибирских предприятий были приглашены к сотрудничеству. Такая экспансия шведского гиганта отнюдь не вызывает единодушной радости. Противники экспансии - российские производители мебели, что очевидно, но также и экологи, которые опасаются, что деятельность группы может угрожать огромному лесному запасу страны. Недавно, один из самых скандальных российских информационных сайтов Kompromat.ru подверг жесткой критике мебельного производителя: "Интерес "Икеа" к России легко объясним: дешевая рабочая сила, низкая стоимость сырья, не слишком строгие экологические нормы, возможность сбыта третьесортного товара (на месте всегда найдутся покупатели)".
В ответ на возможную критику по экологическим вопросам, "Икеа" подготовила следующее возражение: группа участвует в борьбе против нелегальной эксплуатации лесов, в сотрудничестве WWF, и финансирует всемирную программу по картографии и защите девственных лесов, особенно на Севере России. Но Леннарт Далгрен открыто заявляет: "Мы не согласны с мнением тех иностранных компаний, которые утверждают, что в России трудно работать. Для нас больше трудностей в Нидерландах или в Финляндии. Здесь, в России, к нашей деятельности, напротив, относятся с пониманием".